Фотожурналистика


 «Мы, фоторепортеры, именно те, кто поставляет  информацию  вечно спешащему обществу, отягощенному предрассудками, склонному к какофонии. Этот мир полон людей, которым нужен визуальный образный ряд». Эти слова   принадлежат  хорошо известному в мире  фоторепортеру  Анри Картье-Брессону (1908-2004),

одному из  организаторов  и основателей первого в истории и  крупнейшего  сегодня  фотографического агентства  МАГНУМ. Фотографы  этого  агентства, а их было четверо – Анри Картье-Брессон, Роберт Капа,  Джордж Роджер, Дэвид Сеймур —  объединились   в 1947 году   ради большой социальной гуманистической цели —  с помощью правдивых фотографий  на страницах газет и журналов  рассказывать  о жизни  людей  в разных странах, разных уголках  Земли.         

Интересно ( Випикедия): слово «журналистика» было создано в начале 1820ых годов. Полевой Н.А. (1796-1846), писатель, драматург, литературный критик, озаглавил этим словом рубрику о журналах в журнале «Московский телеграф». Слово «журналистика» вначале вызывало насмешки.

Рождение фотожурналистики  как еще одного использования  фотографии  наряду с уже имеющимися –  в науке, медицине и пр. —  логически объяснимо и понятно. Уже в конце XVIII века  развитие и совершенствование фотографической техники  заставило   фотографов   выйти  из своих ателье на улицу,  чтобы  фотографировать жизнь во всем ее многообразии, чтобы зафиксировать  и оставить свидетельства важнейших исторических событий.

Историк  и исследователь фотографии Морозов  С.А.  среди первых  таких   отечественных  фотографов  энтузиастов  называет  Никитина  Д. А., который  во время  Русско-Турецкой  войны  1877-1878гг  был прикомандирован  к штабу русских войск  Кавказского фронта  и составил  несколько альбомов  фотоснимков  русских солдат и  позиций русских войск.  Также  фотографа путешественника  Каррика  В.А. (1827-1878), совершавшего   поездки  вглубь  России, фотографируя  бытовые сцены, в том числе  на фоне пейзажей, что было ново тогда.

Широко   известен  был фотограф  Карл Карлович Булла (1853-1929) и его  сыновья. В журнале  «Фотографические новости», 1912 года  его рекламное объявление гласит:  «Старейший фотограф-иллюстратор  К.К.Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает все. В чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое  вечернее время, при искусственном свете».

В Государственном  архиве  кинофотофонодокументов  Санкт-Петербурга хранится до 200 тыс  стеклянных негативов  — его и его сыновей — и  благодаря  огромной исследовательской и реставрационной работе сотрудников архива  имя  Карла Буллы, его сыновей  и их замечательные фотографии стали  известны  нам сегодня. Там,  где  было ателье  Карла Буллы  под названием «Фотография №1»,  сегодня  работает фотосалон и музей.

Основоположник  российского фоторепортажа  Максим Петрович  Дмитриев (1858-1948) в своей  фототипической  мастерской   сам напечатал  из своих фотоснимков  альбом «Неурожайный 1891-1892 год  в Нижегородской губернии»,   издание  которого помогло собрать деньги для помощи голодающим  Поволжья.  В альбом вошли фотоснимки  умирающих от голода детей,  врачей  и медсестер, помогавших больным и голодным,   фотоснимки  осиротевших деревень.  Дмитриев  работал в жанре публицистики, стремясь  довести  свои фотографии до зрителя.

Дмитриев запечатлел практически все более-менее значимые события Нижнего Новгорода на рубеже   XIX и XX веков  — приезд в Нижний Новгород в 1913 году  императора  Николая II на торжества, посвященные 300-летию дома Романовых, Нижегородскую ярмарку 1896 года  — разряженную публику купцов, чиновников, промышленные павильоны, выхваченных из толпы простолюдинов…

Дмитриев фотографировал архитектурный облик Нижнего Новгорода,  уличную жизнь горожан, батраков на Волге, фотографировал и писателей, и артистов, и общественных  деятелей. Хорошо известны его портреты  Горького А.М.,  Шаляпина Ф.И., Бунина И.А.

Дмитриев  в течение нескольких  летних  сезонов предпринял поездку   по  Волге  от истоков до устья и напечатал в своей мастерской альбомы «Художественный альбом Нижнего Поволжья», 1894  год   и «Художественный альбом нижегородского Поволжья», 1895 год . Он создал коллекцию этнографических  типов  людей,  проживающих  в бассейне  Волги.  Когда в 1902 году   Московский Художественный театр готовил к постановке пьесу Горького «На дне»,  Дмитриев предоставил  снимки из своей коллекции  в качестве прототипов горьковских героев пьесы.

В Нижнем Новгороде работает Русский музей фотографии в доме, где имели свои мастерские   Карелин  А.О. и Дмитриев М.П.

С 1917 года  отечественная фотожурналистика  обогащается новыми именами и новыми фотографиями.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Метки:

Ваш отзыв

Follow Us!

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Мета

Подписаться на обновления:

Чтобы получать новости с моего сайта, заполните, пожалуйста, форму ниже:
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *