Фотожурналистика
Автор: admin. Рубрика: о журналистике, статьи
«Мы, фоторепортеры, именно те, кто поставляет информацию вечно спешащему обществу, отягощенному предрассудками, склонному к какофонии. Этот мир полон людей, которым нужен визуальный образный ряд». Эти слова принадлежат хорошо известному в мире фоторепортеру Анри Картье-Брессону (1908-2004),
одному из организаторов и основателей первого в истории и крупнейшего сегодня фотографического агентства МАГНУМ. Фотографы этого агентства, а их было четверо – Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Джордж Роджер, Дэвид Сеймур — объединились в 1947 году ради большой социальной гуманистической цели — с помощью правдивых фотографий на страницах газет и журналов рассказывать о жизни людей в разных странах, разных уголках Земли.
Интересно ( Випикедия): слово «журналистика» было создано в начале 1820ых годов. Полевой Н.А. (1796-1846), писатель, драматург, литературный критик, озаглавил этим словом рубрику о журналах в журнале «Московский телеграф». Слово «журналистика» вначале вызывало насмешки.
Рождение фотожурналистики как еще одного использования фотографии наряду с уже имеющимися – в науке, медицине и пр. — логически объяснимо и понятно. Уже в конце XVIII века развитие и совершенствование фотографической техники заставило фотографов выйти из своих ателье на улицу, чтобы фотографировать жизнь во всем ее многообразии, чтобы зафиксировать и оставить свидетельства важнейших исторических событий.
Историк и исследователь фотографии Морозов С.А. среди первых таких отечественных фотографов энтузиастов называет Никитина Д. А., который во время Русско-Турецкой войны 1877-1878гг был прикомандирован к штабу русских войск Кавказского фронта и составил несколько альбомов фотоснимков русских солдат и позиций русских войск. Также фотографа путешественника Каррика В.А. (1827-1878), совершавшего поездки вглубь России, фотографируя бытовые сцены, в том числе на фоне пейзажей, что было ново тогда.
Широко известен был фотограф Карл Карлович Булла (1853-1929) и его сыновья. В журнале «Фотографические новости», 1912 года его рекламное объявление гласит: «Старейший фотограф-иллюстратор К.К.Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает все. В чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое вечернее время, при искусственном свете».
В Государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга хранится до 200 тыс стеклянных негативов — его и его сыновей — и благодаря огромной исследовательской и реставрационной работе сотрудников архива имя Карла Буллы, его сыновей и их замечательные фотографии стали известны нам сегодня. Там, где было ателье Карла Буллы под названием «Фотография №1», сегодня работает фотосалон и музей.
Основоположник российского фоторепортажа Максим Петрович Дмитриев (1858-1948) в своей фототипической мастерской сам напечатал из своих фотоснимков альбом «Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии», издание которого помогло собрать деньги для помощи голодающим Поволжья. В альбом вошли фотоснимки умирающих от голода детей, врачей и медсестер, помогавших больным и голодным, фотоснимки осиротевших деревень. Дмитриев работал в жанре публицистики, стремясь довести свои фотографии до зрителя.
Дмитриев запечатлел практически все более-менее значимые события Нижнего Новгорода на рубеже XIX и XX веков — приезд в Нижний Новгород в 1913 году императора Николая II на торжества, посвященные 300-летию дома Романовых, Нижегородскую ярмарку 1896 года — разряженную публику купцов, чиновников, промышленные павильоны, выхваченных из толпы простолюдинов…
Дмитриев фотографировал архитектурный облик Нижнего Новгорода, уличную жизнь горожан, батраков на Волге, фотографировал и писателей, и артистов, и общественных деятелей. Хорошо известны его портреты Горького А.М., Шаляпина Ф.И., Бунина И.А.
Дмитриев в течение нескольких летних сезонов предпринял поездку по Волге от истоков до устья и напечатал в своей мастерской альбомы «Художественный альбом Нижнего Поволжья», 1894 год и «Художественный альбом нижегородского Поволжья», 1895 год . Он создал коллекцию этнографических типов людей, проживающих в бассейне Волги. Когда в 1902 году Московский Художественный театр готовил к постановке пьесу Горького «На дне», Дмитриев предоставил снимки из своей коллекции в качестве прототипов горьковских героев пьесы.
В Нижнем Новгороде работает Русский музей фотографии в доме, где имели свои мастерские Карелин А.О. и Дмитриев М.П.
С 1917 года отечественная фотожурналистика обогащается новыми именами и новыми фотографиями.
Метки: фотожурналистика