Лексикон русской фотографии ХХ-XXI веков


Книга «Лексикон русской фотографии ХХ-ХХI веков», наверное, в продаже ещё есть и её можно купить, вышла книга в самом конце 2022 года. Автор книги  Чмырева Ирина Юрьевна, кандидат искусствоведения. Издательство «Индрик», Москва. Выпустили книгу в самом конце 2022 года.

Я прочитала книгу с первой до последней страницы.  Скажу сразу, книга мне понравилась,  скажу больше – очень понравилась.  Осмелюсь предположить, что фотографы, преподаватели и все любители фотографии такую книгу ждали.

По масштабу и значению сравниваю книгу Чмыревой с Антологией  советской фотографии, издание которой ожидалось в 1980ые годы, ещё в СССР, не дождались.  С тех пор прошло 40 лет! и, наконец, как подарок для всех любителей фотографии, мы имеем «Лексикон» Ирины Чмыревой.

Я обратила внимание на то, что рядом с названием статьи или очерка стоят цифры: 2008, 2012 или 2021…  эти цифры обозначают год написания статьи. Оказывается, Чмырева начала работать над Лексиконом  уже 20 лет назад и, может быть, даже не задумывалась о книге, но, собранные вместе  под одной обложкой статьи, выглядят цельным и важным произведением.

Лексикон — книга на 800 и более страниц, разумно выстроена, четкое следование разделов в алфавитном порядке, читать   удобно, легко, интересно.

Лексикон  начинается с оглавления, списка  фотографов — их более 180 — по алфавиту, далее статьи,  почти каждая из которых сопровождается авторскими фотографиями.  За монографическими статьями  следует раздел очерков и заканчивается книга, как и положено лексикону,  краткими биографиями фотографов, которым посвящены статьи в книге,  списком иллюстраций, индексом персоналий.

Перескажу кратко содержание  раздела Очерков.   Первый называется VIVAPHOTO, о том как и когда появился в Краснодаре независимый творческий фотосоюз и  вместе с ним родился  международный фестиваль  PhotoVisa. Ирина Чмырева была одним из организаторов Союза и затем постоянным арт-директором фотофестиваля PhotoVisa. Творческий союз менялся, развивался,  и сегодня продолжает работу .

Очерк  «Женщины — фоторепортеры Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» Их было семь. Те, о ком мы знаем сегодня. Перечислю их имена:  Наталья Федоровна Боде, Ольга Всеволодовна Игнатович, Мария Ивановна Калашникова,  Ольга Александровна Ландер,  Елизавета Сергеевна Микулина, Галина Захаровна Санько, Елена Феликсовна Эварт.

От себя дополню, что ко Дню Победы в 2020г.в Музее Москвы демонстрировалась фотовыставка «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны.»  Ведущим куратором  проекта  была Ирина Чмырева. Выставку сегодня можно посмотреть в режиме on-line.

Следующий  очерк, о котором непременно хочется сказать — о  фотоклубе  «Новатор».  Фотоклуб был создан в 1961 году и на протяжении двух десятилетий — 1970-1980ых годов — служил центром фотографической жизни в столице и, хотя не был официальным учебным заведением, стал кузницей фотографических кадров в разных областях фотографии.  

Все фотографы, фотохудожники, о которых  Ирина Чмырева  пишет в Лексиконе, ей хорошо знакомы. Со многими она работала лично, подготавливая материал к фотовыставкам, проводя фотосеминары и открытые фотоуроки, обсуждая и подсказывая идеи и решения фотопроектов.

Дмитрий Агеев, стр. 23 Безымянность творчества. Все видели и знают его фотографии, как будто его красавицы существовали уже всегда… имя уходит на второй план.

Дмитрий Агеев. Портрет вечности

Байлун, стр.25   Художник и ученый балансирует  на острой грани банальности современности и возвышенности изображения в вечности.

Слава Баранов, стр. 29  Безусловное. Нерукотворное. Вне времени. Три  определения при взгляде на (его) работы.

Николай Бахарев, стр. 35  Бахарев работает над одним портретом часами. Устанавливает героев – снимает их на пляже или в интерьерах убогих общежитий и квартир,  перебирая все мыслимые и немыслимые позы…

Николай Бахарев

Екатерина Бубнова, стр.61 Золото и шелк. Бархат и пурпур. Сами названия цветов и тканей рождают ассоциации с древностью. Драгоценным искусством великих мастеров…
Андрей Безукладников, стр. 41  … выкладывает из отдельных фрагментов реальности — отдельных своих кадров  зашифрованным смыслом — орнаментально-каллиграфические композиции.

Андрей Безукладников

Юрий Бродский, стр.55   Фотограф-художник, не масштабность  сюжетов, но готовность постигать  глубину вещей делает  (его) фотографию значительной.
Алексей Васильев, стр. 69  Он одним из первых открыл Русский Север и его особенный свет, туманный и пронзительный, как у импрессионистов.   

Олег Виденин, стр.79   Что может быть важнее, чем смотреть глаза в глаза. Первое, что происходит при встрече…

Владимир Вяткин, стр.101 Когда другие уже уверены, что сделали кадр, его мозг продолжает работать, видеть, искать консонансы внутри сюжета и диссонансы с окружающим его пространством.

Владимир Вяткин

Игорь Гаврилов, стр. 107   «Я видел это. Подтверждает моя фотография», — так Игорь Гаврилов может сказать о каждом из тысяч событий, свидетелем которых он стал за годы своей напряженной работы в профессии.

Сергей Гитман, стр.117  На выставке в «Фениксе» Гитман впервые представил свои фотографии «пластических соответствий» так полно, превратив их в застывший фильм….

Сергей Гитман

Павел Глебов, стр. 119   Серьезное увлечение фотографией –это занятие на уровне языка. Не-владеющий им не в состоянии вполне осознать его смысл.

Михаил Дашевский, стр 165   «Я был чистый технарь. Фотолюбитель. … и поскольку я ярый сторонник непостановочной фотографии, снятой по уколу сердца от жизни, то есть по впечатлению – impression – я назвал то, что я натворил, «документальным импрессионизмом»»…

Николай Драчинский, стр 181 … «то, что казалось грудой бессмысленных снимков, под его руками превращалось в искусно составленную экспозицию, насыщенную эмоциональным образным жизненным материалом».

Артем  Житенев, стр.195  …коллекция фотографий, подсмотренных настроений и ситуаций московской повседневности.

Артем Житенев

Мария Кожанова,  стр. 257 Древность приходит в снах, беспокойных, исполненных неги и ожидания несбыточного.

Георгий Колосов, стр. 263   Для него пикториальная фотография становится формой духовного самосовершенствования художника, способом проникновения сквозь видимое к сущности.

 Ляля Кузнецова, стр. 304  Для нее фотография давно стала инструментом общения с миром, кажется, ей не приходится выбирать,  как снять, а ее камера – продолжение ее мысли, отношения с  окружающим космосом.

Ляля Кузнецова

Сергей Максимишин, стр. 377   Реальность  предоставляет художнику (Максимишину) среду,  забитую серым и бурым – цветами будней, но он умеет достать из них цвет.

Леван Мамулов, стр. 383   На самом деле, фотография не только техническая и творческая профессия – это профессия этическая.

Георгий Майофис, стр. 363  … в одном из обзоров фотографической жизни  Санкт-Петербурга Майофиса назвали пересмешником…

Георгий Майофис

Вячеслав Новожилов, стр. 441   Русский романс …включает множество пронзительных произведений, описывающих реки и леса, перелески и поля. Эти романсы отделаны с изысканностью миниатюр живописных.

Татьяна Плотникова, стр. 471   Герои фотографий Татьяны Плотниковой живут на Земле.  Им известен секрет условности времени, когда память о том, что было, означает знание будущего.

Татьяна Плотникова

Светлана Пожарская, стр. 476   Чмырева: Я  не знаю ничего, что создано в  последние годы в фотографии о нашем общем прошлом со столь пронзительной интонацией молчаливого вопрошания и глубокой печали.

Николай Рахманов, стр. 508   Пройдут годы, искусственный интеллект начнет конструировать реальность из фотографий  прошлого, но видится мне, что Москва ХХ века в фотографиях Николая Николаевича Рахманова останется нетронутой ничьими манипуляциями – уж больно она хороша совершенна сама по себе.

Александр Слюсарев, стр. 557 Он разбрасывал парадоксы и учил думать. Один из самых влиятельных фотографов конца ХХ века.,… Свое направление в конце 90ых годов стал называть «метафизической фотографией».

Вячеслав Тарновецкий, стр. 591  Его фотографии, подобно кинематографу А.Ибрагимова и С.Арановича выразили настроение времени.

Борис Томбак, стр. 607  …Его  интересует вода и свет, легкость и текучесть … Для него архитектура – способ воздействия на воображение зрителя — стеклянный мост, уводящий из реальности в страну творчества  и фантазии.

 Игорь и Ольга Улько стр. 612  …фотографы сняли спортсменов под палящим  полуденным солнцем, когда они только что покинули поле состязаний (Анапа)

Игорь и Ольга Улько

Валерий Фаминский, стр.621  …только в 1943 году Фаминскому  удается получить вместо белого билета  (по зрению) красноармейскую книжку и стать фронтовым фоторепортером от Военно-Медицинского музея в Москве.

Яков Халип, стр.639   Выставку (Халипа) стоит посмотреть, во-первых, чтобы погрузиться в атмосферу ярчайшего периода истории русского искусства и насладиться отточенной композицией  фотографий.

Яков Халип

Ирина Хожаинова, стр.653   Её вселенная – признание в материнской любви  и наблюдение фотографа за маленьким человеком, который открывает для себя живой космос.       

Валерий Щеколдин, стр. 733   Он снимал в больницах, тюрьмах, колониях, сумасшедших домах, в деревне и в городе, на заводах и в толпе людей.  Фотография Щеколдина, трагически вопиющая изнутри, композиционно остается уравновешенной, гармоничной и очень традиционной по форме..

Валера и Наташа Черкашины, стр.682 Черкашиным удалось проявить театральную сторону языка фотографии и современного искусства, сохранив в своих произведениях шарм – piece de grand art — шарм произведения, достойного музея и истории искусства, в котором оно не теряет своей свежести.

Валера и Наташа Черкашины

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Ваш отзыв

Follow Us!

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Мета

Подписаться на обновления:

Чтобы получать новости с моего сайта, заполните, пожалуйста, форму ниже:
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *