Лексикон русской фотографии ХХ-XXI веков
Автор: admin. Рубрика: это интересно
Книга «Лексикон русской фотографии ХХ-ХХI веков», наверное, в продаже ещё есть и её можно купить, вышла книга в самом конце 2022 года. Автор книги Чмырева Ирина Юрьевна, кандидат искусствоведения. Издательство «Индрик», Москва. Выпустили книгу в самом конце 2022 года.
Я прочитала книгу с первой до последней страницы. Скажу сразу, книга мне понравилась, скажу больше – очень понравилась. Осмелюсь предположить, что фотографы, преподаватели и все любители фотографии такую книгу ждали.
По масштабу и значению сравниваю книгу Чмыревой с Антологией советской фотографии, издание которой ожидалось в 1980ые годы, ещё в СССР, не дождались. С тех пор прошло 40 лет! и, наконец, как подарок для всех любителей фотографии, мы имеем «Лексикон» Ирины Чмыревой.
Я обратила внимание на то, что рядом с названием статьи или очерка стоят цифры: 2008, 2012 или 2021… эти цифры обозначают год написания статьи. Оказывается, Чмырева начала работать над Лексиконом уже 20 лет назад и, может быть, даже не задумывалась о книге, но, собранные вместе под одной обложкой статьи, выглядят цельным и важным произведением.
Лексикон — книга на 800 и более страниц, разумно выстроена, четкое следование разделов в алфавитном порядке, читать удобно, легко, интересно.
Лексикон начинается с оглавления, списка фотографов — их более 180 — по алфавиту, далее статьи, почти каждая из которых сопровождается авторскими фотографиями. За монографическими статьями следует раздел очерков и заканчивается книга, как и положено лексикону, краткими биографиями фотографов, которым посвящены статьи в книге, списком иллюстраций, индексом персоналий.
Перескажу кратко содержание раздела Очерков. Первый называется VIVAPHOTO, о том как и когда появился в Краснодаре независимый творческий фотосоюз и вместе с ним родился международный фестиваль PhotoVisa. Ирина Чмырева была одним из организаторов Союза и затем постоянным арт-директором фотофестиваля PhotoVisa. Творческий союз менялся, развивался, и сегодня продолжает работу .
Очерк «Женщины — фоторепортеры Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» Их было семь. Те, о ком мы знаем сегодня. Перечислю их имена: Наталья Федоровна Боде, Ольга Всеволодовна Игнатович, Мария Ивановна Калашникова, Ольга Александровна Ландер, Елизавета Сергеевна Микулина, Галина Захаровна Санько, Елена Феликсовна Эварт.
От себя дополню, что ко Дню Победы в 2020г.в Музее Москвы демонстрировалась фотовыставка «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны.» Ведущим куратором проекта была Ирина Чмырева. Выставку сегодня можно посмотреть в режиме on-line.
Следующий очерк, о котором непременно хочется сказать — о фотоклубе «Новатор». Фотоклуб был создан в 1961 году и на протяжении двух десятилетий — 1970-1980ых годов — служил центром фотографической жизни в столице и, хотя не был официальным учебным заведением, стал кузницей фотографических кадров в разных областях фотографии.
Все фотографы, фотохудожники, о которых Ирина Чмырева пишет в Лексиконе, ей хорошо знакомы. Со многими она работала лично, подготавливая материал к фотовыставкам, проводя фотосеминары и открытые фотоуроки, обсуждая и подсказывая идеи и решения фотопроектов.
Дмитрий Агеев, стр. 23 Безымянность творчества. Все видели и знают его фотографии, как будто его красавицы существовали уже всегда… имя уходит на второй план.
Байлун, стр.25 Художник и ученый балансирует на острой грани банальности современности и возвышенности изображения в вечности.
Слава Баранов, стр. 29 Безусловное. Нерукотворное. Вне времени. Три определения при взгляде на (его) работы.
Николай Бахарев, стр. 35 Бахарев работает над одним портретом часами. Устанавливает героев – снимает их на пляже или в интерьерах убогих общежитий и квартир, перебирая все мыслимые и немыслимые позы…
Екатерина Бубнова, стр.61 Золото и шелк. Бархат и пурпур. Сами названия цветов и тканей рождают ассоциации с древностью. Драгоценным искусством великих мастеров…
Андрей Безукладников, стр. 41 … выкладывает из отдельных фрагментов реальности — отдельных своих кадров зашифрованным смыслом — орнаментально-каллиграфические композиции.
Юрий Бродский, стр.55 Фотограф-художник, не масштабность сюжетов, но готовность постигать глубину вещей делает (его) фотографию значительной.
Алексей Васильев, стр. 69 Он одним из первых открыл Русский Север и его особенный свет, туманный и пронзительный, как у импрессионистов.
Олег Виденин, стр.79 Что может быть важнее, чем смотреть глаза в глаза. Первое, что происходит при встрече…
Владимир Вяткин, стр.101 Когда другие уже уверены, что сделали кадр, его мозг продолжает работать, видеть, искать консонансы внутри сюжета и диссонансы с окружающим его пространством.
Игорь Гаврилов, стр. 107 «Я видел это. Подтверждает моя фотография», — так Игорь Гаврилов может сказать о каждом из тысяч событий, свидетелем которых он стал за годы своей напряженной работы в профессии.
Сергей Гитман, стр.117 На выставке в «Фениксе» Гитман впервые представил свои фотографии «пластических соответствий» так полно, превратив их в застывший фильм….
Павел Глебов, стр. 119 Серьезное увлечение фотографией –это занятие на уровне языка. Не-владеющий им не в состоянии вполне осознать его смысл.
Михаил Дашевский, стр 165 «Я был чистый технарь. Фотолюбитель. … и поскольку я ярый сторонник непостановочной фотографии, снятой по уколу сердца от жизни, то есть по впечатлению – impression – я назвал то, что я натворил, «документальным импрессионизмом»»…
Николай Драчинский, стр 181 … «то, что казалось грудой бессмысленных снимков, под его руками превращалось в искусно составленную экспозицию, насыщенную эмоциональным образным жизненным материалом».
Артем Житенев, стр.195 …коллекция фотографий, подсмотренных настроений и ситуаций московской повседневности.
Мария Кожанова, стр. 257 Древность приходит в снах, беспокойных, исполненных неги и ожидания несбыточного.
Георгий Колосов, стр. 263 Для него пикториальная фотография становится формой духовного самосовершенствования художника, способом проникновения сквозь видимое к сущности.
Ляля Кузнецова, стр. 304 Для нее фотография давно стала инструментом общения с миром, кажется, ей не приходится выбирать, как снять, а ее камера – продолжение ее мысли, отношения с окружающим космосом.
Сергей Максимишин, стр. 377 Реальность предоставляет художнику (Максимишину) среду, забитую серым и бурым – цветами будней, но он умеет достать из них цвет.
Леван Мамулов, стр. 383 На самом деле, фотография не только техническая и творческая профессия – это профессия этическая.
Георгий Майофис, стр. 363 … в одном из обзоров фотографической жизни Санкт-Петербурга Майофиса назвали пересмешником…
Вячеслав Новожилов, стр. 441 Русский романс …включает множество пронзительных произведений, описывающих реки и леса, перелески и поля. Эти романсы отделаны с изысканностью миниатюр живописных.
Татьяна Плотникова, стр. 471 Герои фотографий Татьяны Плотниковой живут на Земле. Им известен секрет условности времени, когда память о том, что было, означает знание будущего.
Светлана Пожарская, стр. 476 Чмырева: Я не знаю ничего, что создано в последние годы в фотографии о нашем общем прошлом со столь пронзительной интонацией молчаливого вопрошания и глубокой печали.
Николай Рахманов, стр. 508 Пройдут годы, искусственный интеллект начнет конструировать реальность из фотографий прошлого, но видится мне, что Москва ХХ века в фотографиях Николая Николаевича Рахманова останется нетронутой ничьими манипуляциями – уж больно она хороша совершенна сама по себе.
Александр Слюсарев, стр. 557 Он разбрасывал парадоксы и учил думать. Один из самых влиятельных фотографов конца ХХ века.,… Свое направление в конце 90ых годов стал называть «метафизической фотографией».
Вячеслав Тарновецкий, стр. 591 Его фотографии, подобно кинематографу А.Ибрагимова и С.Арановича выразили настроение времени.
Борис Томбак, стр. 607 …Его интересует вода и свет, легкость и текучесть … Для него архитектура – способ воздействия на воображение зрителя — стеклянный мост, уводящий из реальности в страну творчества и фантазии.
Игорь и Ольга Улько стр. 612 …фотографы сняли спортсменов под палящим полуденным солнцем, когда они только что покинули поле состязаний (Анапа)
Валерий Фаминский, стр.621 …только в 1943 году Фаминскому удается получить вместо белого билета (по зрению) красноармейскую книжку и стать фронтовым фоторепортером от Военно-Медицинского музея в Москве.
Яков Халип, стр.639 Выставку (Халипа) стоит посмотреть, во-первых, чтобы погрузиться в атмосферу ярчайшего периода истории русского искусства и насладиться отточенной композицией фотографий.
Ирина Хожаинова, стр.653 Её вселенная – признание в материнской любви и наблюдение фотографа за маленьким человеком, который открывает для себя живой космос.
Валерий Щеколдин, стр. 733 Он снимал в больницах, тюрьмах, колониях, сумасшедших домах, в деревне и в городе, на заводах и в толпе людей. Фотография Щеколдина, трагически вопиющая изнутри, композиционно остается уравновешенной, гармоничной и очень традиционной по форме..
Валера и Наташа Черкашины, стр.682 Черкашиным удалось проявить театральную сторону языка фотографии и современного искусства, сохранив в своих произведениях шарм – piece de grand art — шарм произведения, достойного музея и истории искусства, в котором оно не теряет своей свежести.