Санько Галина Захаровна — военный фотокорреспондент
Автор: admin. Рубрика: листая старые фотографические журналы, о журналистике, событие, статьи, Узнай о..., фотокорреспондент, это интересно
Галина Санько решила стать фотографом, просматривая как-то журналы «Огонек» и «Прожектор», на страницах которых было опубликовано много снимков, снятых женщинами фоторепортерами. «Я тоже так могу», — сказала она себе. Нашла курсы, где учат на фотографа, пошла работать лаборантом в редакцию газеты «Водный транспорт». В начале 30ых годов профессионально, как фотограф, она уже участвовала в арктической экспедиции ледокола «Красин», фотографировала в Заполярье, на Камчатке, на Командорских островах.
Во время Великой Отечественной войны Галина Санько — специальный военный фотокорреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация». Дважды была тяжело ранена. Известен эпизод ее удивительного мужества и бесстрашия, описанный фотожурналистом журнала «Огонек» Львом Шерстенниковым: «Под Курском Санько поручили снять новый, только что подбитый танк «Тигр», уснувший где-то на нейтральной полосе. То есть, нужно ночью ползти на «ничейную» землю, снять, переждать день в окопчике и только следующей ночью ползти обратно к своим — днем нейтральную полосу не перебежит и заяц, пристрелян каждый метр. Ей дали провожатого. Весь день по окопчику лупили немцы, им отвечала наша артиллерия…»
Одним из самых впечатляющих символов войны стала фотография Галины Санько «Узники фашизма», которая в числе других была представлена на Нюрнбергском процессе, как фотосвидетельство преступлений фашизма.
Фотография «Узники фашизма» была сделана в Петрозаводске. Сохранился рассказ самой Галины Захаровны о полете в только что освобожденный Петрозаводск в 1944г, также описанный Львом Шерстенниковым. В самолете «У-2», на котором она вылетела, получив задание, заглох мотор и он упал под Тихвином, она и пилот остались живы: руки-ноги целы, перекошенная челюсть и полетевшие зубы не в счет. В ближайшей армейской части ее пересадили на другой «У-2» : «… под крыльями черный, разрушенный город. Летчик облюбовал площадку в самом центре Петрозаводска на площади Ленина. Зная, что город освобожден морским десантом, пошла к озеру. По дороге девушки-комсомолки рассказали мне о лагере, в котором были заключены маленькие дети. Я направилась туда и вскоре увидела за колючей проволокой бараки. Испуганные лица. Они с недоверием смотрели на меня недетскими глазами. Я пыталась с ними заговорить, но они упорно не отвечали. Сделав несколько фотографий, я прошла в ворота. И вдруг какая-то девочка сказала мне «тетя!» Ребята плакали, повторяли сквозь слезы «мама» Дети были не только из Карелии, но и из Ленинградской области. Сразу отправить их не могли, так как город был освобожден только со стороны озера, а кругом еще были фашисты…».
А через 20 лет после окончания войны Галина Захаровна Санько снова была в Петрозаводске и теперь уже для того, чтобы сфотографировать бывшую узницу, ставшую матерью двоих детей и кандидатом биологических наук. На международной выставке «Интерпрессфото-66» фотографии «Узники фашизма» и «Двадцать лет спустя» получили Золотые медали.
В 1967г киностудия Мосфильм выпустила в прокат фильм по повести Леонида Первомайского «Дикий мед» с Аллой Ларионовой в главной роли. Считается, что прототипом героини фильма — фронтового фотокорреспондента Варвары Княжич — стала Галина Санько. «Дикий мед» можно посмотреть в Интернете.
В послевоенные годы Галина Захаровна работала в журнале «Огонек». Награждена орденом Красной Звезды, медалями. Личный архив утерян. Годы жизни Галины Захаровны Санько: 1904-1981
PS. Владимир Житомирский:
«… с прототипом героини «Дикого мёда» все оказалось не так просто. Часть киноведов считают, что Княжич – образ собирательный, впитавший черты и Санько, и Боде. Но большинство (в том числе и «Википедия» склоняются как раз к тому, что именно Галина Санько стала её прообразом. Действительно, у неё была похожая ситуация, хотя, вроде бы, надо было снять другое новейшее немецкое «чудо- истребитель танков «Фердинанд».
Санько ко всем своим достоинствам была и очень скромным человеком. Так, когда в середине 60-ых вышел фильм «Дикий мёд», я у неё прямо спросил: главная героиня с неё списана?
«Да нет, не обо мне это… О Наташке Боде́», – ответила мне тогда Галина Захаровна.
Имя это в тот момент ничего мне не сказало: Боде́ – так Боде́. Лишь много позже кое-что для меня прояснилось. Это была её приятельница – одна из четырех* женщин-фотокоров, снимавших войну. А не знал о ней я не случайно. По окончании войны Наталья Федоровна собрала негативы и отпечатки в коробку и убрала её так, что обнаружена она была лишь после её ухода. И вспоминать о войне не желала. От профессии отошла, посвятив себя семье, мужу – поэту Евгению Долматовскому, с которым познакомилась на фронте, и их дочери.» Опубликовано 11 мая 2019
https://1001.ru/articles/post/voina-i-mir-galiny-sanko-chast-3-47289
*Военными фотокорреспондентами на фронтах ВОВ работали пять женщин: Галина Санько, Наталья Боде́, Елизавета Микулина, Ольга Ландер, Ольга Игнатович — лекция И.Ю. Чмыревой. Читать полностью »
Метки: история фотографии, любознательность, факт, фотожурналистика, фотокорреспондент