Санько Галина Захаровна — военный фотокорреспондент


Санько Галина Галина Санько решила стать фотографом,  просматривая как-то  журналы «Огонек» и «Прожектор», на страницах которых было  опубликовано много снимков, снятых женщинами фоторепортерами.  «Я тоже так могу», — сказала она себе. Нашла курсы, где учат на  фотографа,  пошла работать лаборантом в редакцию газеты «Водный  транспорт».  В начале 30ых годов профессионально, как фотограф, она  уже участвовала в арктической экспедиции ледокола «Красин»,  фотографировала  в Заполярье, на Камчатке, на Командорских  островах.

Во время Великой Отечественной войны Галина Санько — специальный  военный фотокорреспондент  газеты «Фронтовая иллюстрация».  Дважды  была тяжело ранена. Известен  эпизод  ее удивительного  мужества и бесстрашия, описанный  фотожурналистом журнала  «Огонек» Львом Шерстенниковым: «Под Курском  Санько поручили  снять новый, только что подбитый танк «Тигр», уснувший где-то на нейтральной полосе. То есть, нужно ночью ползти на «ничейную» землю, снять, переждать день в окопчике и только следующей ночью ползти обратно к своим — днем нейтральную полосу не перебежит и заяц, пристрелян каждый метр. Ей дали провожатого. Весь день по окопчику лупили немцы, им отвечала наша артиллерия…»

Одним из самых впечатляющих  символов войны стала фотография Галины Санько «Узники фашизма», которая в числе других была представлена на Нюрнбергском процессе, как фотосвидетельство преступлений   фашизма.

Фотография  «Узники фашизма» была сделана  в Петрозаводске. Сохранился рассказ самой Галины Захаровны о полете в только что  освобожденный Петрозаводск в 1944г, также описанный Львом  Шерстенниковым.  В самолете «У-2», на котором она вылетела, получив задание, заглох мотор и он упал под Тихвином, она и пилот остались живы:  руки-ноги целы, перекошенная  челюсть и полетевшие зубы  не в счет. В  ближайшей армейской  части  ее пересадили на  другой «У-2» : «… под крыльями черный, разрушенный го­род. Летчик облюбовал площадку в самом центре Пет­розаводска на площади Ленина. Зная, что город осво­божден морским десан­том, пошла к озеру. По дороге девушки-комсомолки рассказали мне о лагере, в котором были заключены маленькие дети. Я направи­лась туда и вскоре увидела за колючей проволокой ба­раки. Испуганные лица. Они с недоверием смотрели на меня недетскими глазами. Я пыталась с ними загово­рить, но они упорно не отвечали. Сделав несколь­ко фотографий, я прошла в ворота. И вдруг какая-то девочка сказала мне «тетя!»  Ребята плакали, по­вторяли сквозь слезы  «мама» Дети были не только из Карелии, но и из Ленинградской области. Сразу отправить их не мог­ли, так как город был ос­вобожден только со сто­роны озера, а кругом еще были фашисты…».

А  через  20 лет после окончания  войны  Галина Захаровна Санько  снова была в Петрозаводске и теперь уже для того, чтобы сфотографировать бывшую узницу, ставшую матерью двоих детей и кандидатом биологических наук. На международной выставке «Интерпрессфото-66» фотографии «Узники фашизма» и «Двадцать лет спустя» получили   Золотые медали.

Санько.Узники фашизма

Санько. Двадцать лет спустя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курская дуга, 1943 год

 

 

 

 

 

 

 

В 1967г  киностудия Мосфильм  выпустила в прокат фильм по повести Леонида Перво­майского «Дикий мед»   с Аллой Ларионовой в главной роли.  Считается, что про­тотипом  героини фильма — фронтового фото­корреспондента Варвары Княжич  —   стала   Галина  Санько. «Дикий мед»  можно посмотреть в Интернете.

В послевоенные годы Галина Захаровна работала в журнале «Огонек». Награждена орденом Красной Звезды, медалями.  Личный архив утерян. Годы жизни Галины Захаровны Санько: 1904-1981

PS. Владимир Житомирский:

«… с прототипом героини «Дикого мёда» все оказалось не так просто. Часть киноведов считают, что Княжич – образ собирательный, впитавший черты и Санько, и Боде. Но большинство (в том числе и «Википедия» склоняются как раз к тому, что именно Галина Санько стала её прообразом. Действительно, у неё была похожая ситуация, хотя, вроде бы, надо было снять другое новейшее немецкое «чудо- истребитель танков «Фердинанд».

Санько ко всем своим достоинствам была и очень скромным человеком. Так, когда в середине 60-ых вышел фильм  «Дикий мёд», я у неё прямо спросил: главная героиня с неё списана?

«Да нет, не обо мне это… О Наташке Боде́», – ответила мне тогда Галина Захаровна.

Имя это в тот момент ничего мне не сказало: Боде́  – так Боде́. Лишь много позже кое-что для меня прояснилось. Это была её приятельница – одна из четырех* женщин-фотокоров, снимавших войну. А не знал о ней я не случайно. По окончании войны Наталья Федоровна собрала  негативы и отпечатки в коробку и убрала её так, что обнаружена она была лишь после её ухода. И вспоминать о войне не желала. От профессии отошла, посвятив себя семье, мужу – поэту Евгению Долматовскому, с которым познакомилась на фронте, и их дочери.»                                                                                                                   Опубликовано 11 мая 2019

https://1001.ru/articles/post/voina-i-mir-galiny-sanko-chast-3-47289

*Военными фотокорреспондентами на фронтах ВОВ работали пять женщин: Галина Санько, Наталья Боде́, Елизавета Микулина, Ольга Ландер, Ольга Игнатович — лекция И.Ю. Чмыревой. Читать полностью »

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Метки: , , , ,

Ваш отзыв

Follow Us!

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Мета

Подписаться на обновления:

Чтобы получать новости с моего сайта, заполните, пожалуйста, форму ниже:

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *