Фотография. Мы счастливы своей профессией
Автор: admin. Рубрика: листая старые фотографические журналы, статьи, это интересно
Хочу рассказать о двух замечательных фотографах и супружеской паре – Ирине Игоревне Стин (1932 – 2010) и Анатолии Васильевиче Фирсове (1931-2011). Родились в Москве. Фотографией начали заниматься в Московском городском Доме пионеров, там познакомились и до последних дней жизни не расставались.
У нас не было близкого знакомства, но Ирина Игоревна как-то подарила мне свой буклет «Коллекция Фотопроарт» с вложенной дружеской запиской и автобиографическим текстом в предисловии к этому изданию и мой рассказ вряд ли будет интереснее, чем рассказ от них самих, поэтому я просто привожу отрывки из их автобиографии.
Отечественная фотография богата людьми мужественными, увлеченными и преданными своей профессии, именно такими качествами и обладают Стин и Фирсов. Мне неизвестно, кто является теперь владельцем их архива, может быть, когда-нибудь архив и обнаружится, как, например, архив Прокудина-Горского через полсотни лет. Но сегодня ясно одно — у этих двух фотомастеров несомненно есть своя страница в нашей фотографической истории и они достойны того, чтобы их имена не забывали.
Стин И.И. и Фирсов А.В. : В строгом понимании термина, наши фотографии не относятся к документалистике. Однако каждый наш снимок – это документ, свидетельство момента жизни на Земле.
Мы никогда не прибегали ни к каким техническим фокусам или спецприемам. Наша фотография чиста и правдива – это настоящая фотография. Мы снимаем людей, памятники старины, природу. Все они – свидетели своего времени и его лицо. Мы снимаем пейзажи, потому что очень любим природу. Мы снимаем древнюю архитектуру, потому что она содержит в себе тайну времени и это вызывает чувство особого почтения. Мы снимаем людей, потому что сострадаем им и радуемся их радостью. Мы снимаем и очень жалеем животных, потому что нет ничего на свете более незащищенного от человека, чем их жизни…
Так же, как сами собой определились наши темы, так же естественно сложилась и линия нашей судьбы: мы никогда не работали в штате, а были и остаемся «свободными художниками». Это положение давало нам достаточную свободу и независимость, что было крайне нежелательно и пресекаемо властями тех далеких лет. Но мы удержались в этом качестве и были счастливы этой свободой. Авторитет, который появился у нас довольно быстро, давал нам право выбора – мы выбирали и издательства, и притягивающие нас темы. Мы заключали договор (теперь бы сказали контракт) на конкретную фотокнигу.
И, хотя мы коренные москвичи, город был нам всегда тесен. И все наши книги создавались далеко от дома – «У Белого моря», «Очаг мой, Дагестан», «На земле, мне близкой и любимой», книги по Золотому кольцу, книги по ювелирному искусству, о Ростовских эмалях, о Мексике. Всего за нашу фотожизнь мы создали 30 авторских книг.
Надо сказать правду – мы никогда никого не толкали локтями, ни у кого не отняли тему, никому не мешали – мы шли своим собственным путем, спорили и сражались, только защищая свои работы от цензуры. Теперь уж не очень хочется вспоминать все эти мытарства, но их было много и душу они вытряхивали с каждой книгой. Так, две уже находившиеся в типографиях, вдогонку все-таки были «зарезаны» цензурой и не увидели свет — «Колыбель России» и «Соловецкие острова». Другая – «Новодевичий некрополь» – «погибла» вместе с издательством в 90ые годы.
Как «истреблялись» книги в советские времена, можно показать только на одном примере. Когда готовилась к печати книга о Белом море (это было в 80ые годы), рьяная редакторша, выхватив из макета разворот с поморским кладбищем, носилась с ним по этажам нашего громадного издательства с криками: «Они антисоветчики! Вот – лейтмотив их творчества!» Мудрый директор распорядился разворот убрать и книга все-таки увидела свет.
Трудности были не только издательские. Главные были в поездках. Выезжая на съемку сюжетов очередной книги, мы были полностью предоставлены сами себе – мы были режиссерами, и шоферами, и осветителями, и операторами — это была малая съемочная группа, состоящая из двух человек. Работая со светом, мы строили композиции, снимали натюрморты, интерьеры, иногда умудрялись высветить целое здание. Нам приходилось есть что попало, спать где попало, ходить, таская на себе тяжеленную аппаратуру, ездить по неправдоподобным дорогам, лазить по гнилым строительным лесам, по крышам и колокольням в поисках верхних точек, снимать с вертолетов, рисковать жизнью.
Мы несколько раз погибали в момент съемки… Так, от поездки к поездке, от снимка к снимку, мы поняли, что у нас складывается обширнейший материал по России – это было отражение ее жизни, ее истории. И время это неповторимо. Жизнь текла навыками предков, была тиха и естественна. Тогда цветы еще пахли и ветер разносил их ароматы по всей стране.
Теперь неожиданно настало совсем другое время. Не хочется его называть новым, потому что обновления и новации человечество претерпевает тысячелетиями. Люди не заметили, как влетели в искусственный мир: модифицируются продукты, меняется природа животных, идет вмешательство в генетику людей, недолго ждать и появление искусственного человека – клона. Технический прогресс, заложником которого становятся все новые поколения, заставляет их спешить: скоростные, подвесные, железные, воздушные и водные пути уносят их все быстрее и дальше от века двадцатого и девятнадцатого, до которых «рукой подать». И надо бы ее подать. Наверное, представляя тихий мир своих фотографий, наивно надеяться и даже верить, что они кого-то окликнут, кого-то утешат, кого-то удивят и обрадуют. Может быть, заставят почуять дух Родины, с ее цветами и запахами. Мокрой травой и радугами, с ее слезами и радостями.
Согласие, а не войны. Согласие, а не вражда с природой, Согласие, а не попрание традиций. Согласие, а не спор с историей – вот хрупкий и драгоценный путь, на который необходимо вернуться. Так думали мы, совершая свой длинный путь дорогами России, который растянулся на полвека. Мы вместе уже 50 лет! Остаются книги, открытки, плакаты, буклеты. Все эти годы – в наших фотографиях. И каждая говорит о дне, о часе, обо всем, что так бесценно. Кто-то сказал: « Русским хорошо, потому что они живут в истории и в природе». Не повернуться ли нам туда?
Метки: история фотографии