фотоискусство, споры продолжаются?


Сегодня  мы легко и с уверенностью произносим  «фотоискусство», когда говорим о фотографии, очевидно нисколько не сомневаясь в художественных достоинствах фотографического кадра. В Академии фотографии   и  множестве  фотографических  школ  обучают  не только умению пользоваться техническими средствами,  но что самое главное – умению видеть.

Учат видеть  целостность натуры, соразмерность ее частей, эмоциональный  оттенок,  взаимодействие цветов, идею  и красоту  изображения.

Изобретатели фотографии  — Жозеф-Нисефор Ньепс (1765-1833),  Луи Жак Дагер (1787-1851)   и  Уильям Фокс Тальбот (1800-1877)  не помышляли об изобретении  нового изобразительного искусства.  Каждый из них  решал свои сугубо личные задачи, связанные в той или иной степени  с  возможностью получения устойчивого светового  изображения.  Споры  о том, является ли фотография искусством,  появились практически  сразу, как только секретарь Парижской академии наук Доминик Франсуа Араго  7  января 1839 года  доложил об изобретении  Дагера  «с помощью светового луча  получать  прочное изображение  на серебряной пластинке  в камере-обскуре»  и  в августе  того же года  доклад  Араго  был обнародован  той  же Академией. Известны слова  художника  Поля Делароша, который по просьбе Араго,  ознакомившись с изобретением  Дагера, произнес:  «Живопись умерла с этого дня».  Похоже, эти споры —  является фотография искусством или нет,  своим замечанием спровоцировал  Поль Деларош…..

До конца   XIX века  и  на протяжении  всего  XX века  в  фотографии  противоборствовали  две точки зрения. Те, кто не признавал фотографию искусством, сравнивали  ее с машиной, называли ее бездуховной, фотоизображение называли  карикатурой.   В  качестве примера  отзывов о фотографии я  воспользуюсь трудами  Морозова  С. А.  – теоретика, историка   отечественного и зарубежного фотоискусства   (Сергей Морозов «Искусство видеть», Москва, 1963  и  Сергей Морозов «Творческая фотография», Москва, 1985).  Приведу  только отзывы   отечественных  авторов  —  известный  искусствовед   и критик  Стасов В.В.   писал: «…фотографическим рисункам недостает высшей красоты божественного произведения,  души,  смысла, духа художника. Картинки этого волшебного фонаря оставляют нас холодными…».  Художник   и  учитель рисования  Зарянко С.К. : «…дагерротип  и распространяющаяся теперь фотография  врут, снимают зачастую неверно и совсем непохоже….и только стереоскоп  представляет точное подражание  человеческому зрению».   Достоевский Ф.М.,   анализируя   картину   «Привал арестантов»    художника     Якоби  В.И.,  пишет: «…зритель действительно видит на картине настоящих арестантов так, как видел бы их, например, в зеркале или в фотографии, раскрашенной потом с большим знанием дела.  Но это-то и есть отсутствие художества. Фотографический снимок и отражение в зеркале – далеко еще не художественные произведения.  Если бы и то и другое было художественным произведением,  — мы могли бы довольствоваться  только фотографиями и зеркалами…»

В  защиту  фотографии  как искусства  выступил   Тимирязев К.А.  После съезда русских художников,  на котором   прозвучали  резкие и обидные слова о фотографии,  Тимирязев  прочитал  лекцию  «Фотография  и чувство природы»,  которую позже  опубликовал в сборнике  своих  публичных  речей, вот отрывок из его речи:  «….не буду спорить, знаю только, что она (фотография) увеличивает  сумму эстетических наслаждений.  Как в картине за художником-техником виднеется художник  в тесном смысле, художник-творец, так из-за безличной техники фотографа должен выступать человек – в ней  (фотографии) должно видеть не одну природу,  но и любующегося ею человека.  Фотография, освобождая его от техники, от всего того, что художнику дается школой, годами труда, не освобождает его от этого по преимуществу  человеческого элемента искусства. Конечно, если фотограф будет щелкать своим кодаком направо и налево, снимая походя «интересные места», то в результате получится лишь утомительно пестрый инвентарь живых и неодушевленных предметов…Так ли относится к задаче истинный художник?»

Позднее, уже в Советской России  положительно о фотографии отзывался  писатель, общественный и политический деятель, первый нарком просвещения  Луначарский  А.В.: « Своими методами, которые казались ужасными и разрушительными для человека карандаша  и кисти, которые казались ему мертвящими, фотография добивается подчас изумительной жизненности, изумительной теплоты лирики и широты эпоса, фотографическая фактура приобретает все более богатства и гибкости. Ведь всякий художник сотрудничает с солнцем. Фотография тоже.  Но в фотографии солнце берет на себя большую часть работы. Надо только, чтобы солнце подчинялось в этой работе руководству человека — и это будет. И это уже в значительной степени есть», журнал   «Фотограф»,  1926.

Во второй половине  XX века  споры о принадлежности фотографии к изобразительным видам  искусства то вспыхивали,  то затихали.  В советской фотографии развернулась полемика,  как отделить фотографию, которая успела лишь   запротоколировать  происходящее  событие  от той, которая как бы рассматривает  событие со стороны и предоставляет  эту возможность и зрителю,  какими терминами их называть. Предлагались разные варианты,  первые  – документальной,  хроникальной  фотографией, вторые  — художественной,  творческой.

В наступившем  XXI веке,  думаю,  не ошибусь, если скажу, что сегодня фотографирует каждый  или  почти  каждый  и, стало быть,  мы все   и   каждый из нас  в той или иной степени  приобщены  к  замечательному  искусству фотографии и мы все, в той или иной степени фотохудожники.

Чтобы  в некотором роде подвести   итог  сказанному  я  процитирую   Александра Лапина (1945-2012) , фотографа,  исследователя фотографии,  преподавателя фотографии по его книге  «Фотография как…», Москва, 2004. «По большому счету искусство едино  и  нет непреодолимых границ, скажем между литературой и поэзией или музыкой и живописью.  Но точно также возможна фотография поэтическая или музыкальная, философская или какая-то другая, в том числе и фотография как произведение  изобразительного искусства.  А что касается терминологии, целесообразно было бы предложить следующую:  то же самое, что искусство рисования или искусство стихосложения,  то есть это больше искусность, мастерство, чем искусство. А фотоискусство  или  фотографическое искусство  стоит в одном ряду с изобразительным искусством, поэзией или музыкой».

Так продолжаются ли споры о месте фотографии в ряду изобразительных искусств?

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Метки: ,

Ваш отзыв

Follow Us!

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Мета

Подписаться на обновления:

Чтобы получать новости с моего сайта, заполните, пожалуйста, форму ниже:
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *