цветная фотография


 В то время,  когда черно-белая фотография  успела  стать  популярной,  другие   энтузиасты  фотографии  еще  продолжали  работать  над созданием цветных  фотоснимков.  История  получения  цветного изображения  более  длинная  и  сложная  чем  изобретение дагерротипа,  но  нельзя не коснуться  основополагающих открытий в этой области.

Изобретение цветной фотографии в первую очередь связано с  именами Томаса Янга  (1773 – 1829) и Джеймса Максвелла (1831-1879).  На основе открытий Томаса Янга в области физиологии зрения человека Максвелл разрабатывает свою теорию трех основных цветов,  которая   и  лежит в основе  получения современного цветного фотографического изображения. Свою теорию  о  цвете  Максвелл  высказал  в 1861 году   и  предоставил  цветное  изображение – клетчатую ленту.

Другой ученый  — Луи Дюко дю Орон  (1837-1920)  запатентовал свой метод получения цветных фотоизображений в 1868 году   и  даже  опубликовал  книгу «Цветная фотография»,  в которой изложил основы как аддитивного, так и субтрактивного  методов.  Но оба метода  тогда  казались  слишком сложными для практического  использования.

Еще один способ получения цветного изображения также оказался невостребованным. В  1891 году  физик Габриэль  Липман  представил свой цветной снимок «попугай»  и  получил  Нобелевскую премию  «за создание фотопластинки,  передающей цвет за счет интерференции света».

popugai i lenta

В 1903 году   братья Люмьер  разработали процесс  Автохром  и вскоре — в 1907 году  –выпустили в продажу пластины  «Автохром»   – изображение в естественных цветах получали на стекле и потом смотрели его на просвет.  Изображение, как когда-то и дагерротип, было в единственном  экземпляре  и размножить его было нельзя. Однако автохром  в отличие от  предыдущих методов стал  популярен. С помощью полиграфической техники  печатались  прекрасные цветные изображения   в различных печатных изданиях,  выставлялись на выставках и витринах.  Автохромный способ стал очень популярен  на несколько лет. К 1935 году   фирма братьев Люмьер выпустила  50 млн  автохромных пластинок.

В 20ых годах XX века появляется в Америке двухслойная пленка и только в середине 30ых годов   в продажу поступает  трехслойная   цветная фотопленка «Кодахром» для диапозитивов,  при этом  на проявку приходилось  отсылать  пленку производителю и автор получал обратно диапозитивы в рамках для проецирования на экран.   И, наконец, в начале 40ых годов  создается  негативная  фотопленка  «Кодаколор», которая позволяет напрямую  получать цветной отпечаток.

Цветная фотография становится популярной  и постепенно к концу XX века вытесняет черно-белую фотографию. Но  пока этого не случилось, качество цветного изображения оставляло желать лучшего.  Вот высказывание Картье-Брессона  в журнале «Фотографический ежегодник за 1955 год  («Photography Annual»):  Цвет — это завтрашний  день, сегодня  им  до «сумасшествия»  увлекаются в основном фотолюбители.   С цветной фотографией  фотографы  снова  оказались под гнетом тирании  природы  и  машины, вместе  взятых.  Сегодня  перед фотографом  стоит  вопрос  –  сможет ли он контролировать новые появившиеся средства  таким образом, чтобы с их помощью он мог выразить то, что хочет  сказать.  Будет ли он   противостоять, сопротивляться  этой тирании  и сможет  ли  воспользоваться  всем наследием  реализма  и  как  он  сможет  преодолеть  ограничения, которые заложены в  существующем  процессе?

В России  выдающимся экспериментатором   в области  цветной  фотографии  был  Прокудин-Горский  Сергей Михайлович (1863 -1948).  Он разработал технику цветной съемки с последующим  полиграфическим  воспроизведением  снимков в цвете по методу немецкого ученого  Адольфа Мите, который  в свою очередь разработал свой метод на основе изобретений  Луи Дюко дю Орона.

Впервые  о своем  способе изготовления цветных диапозитивов  по методу трехцветной фотографии  Прокудин-Горский  сообщил  в 1902 году  и во время доклада  продемонстрировал   70  цветных снимков,  сфотографированных  им за  границей и  в России.  С 1906 года он регулярно помещает полиграфические  отпечатки  своих  цветных снимков  в  своем журнале «Фотограф-Любитель».  В 1909 году   Прокудин-Горский  показывал  свои работы  в  Царском Селе императору Николаю II.  После этого  события  у   него появилась возможность  осуществить свой замысел – запечатлеть все достопримечательности России  в «натуральных цветах».  Царская  канцелярия  снабдила  его  документами, которые  обеспечивали ему доступ во все места Российской  Империи, а местная администрация должна была  оказывать ему всяческое содействие.

Уже в Советской России  в  1918 году  в  Петрограде  по приглашению первого наркома просвещения  Луначарского   А.В.  Прокудин-Горский   провел  три вечера  под названием «Чудеса  фотографии» — вечера были устроены в самом большом зале Зимнего дворца – Николаевском  —  и при этом присутствовало более 2000 человек, о чем сообщалось  в  «Фотографических новостях», 1918 год.

Но вскоре он уезжает из России. За границей часть его коллекции была продана  в Библиотеку  Конгресса США. В 2003 году  в  Москве прошла выставка работ Прокудина-Горского, организованная  совместно Научно-реставрационным центром «Реставратор-М»  и  Государственным  музеем архитектуры имени  Щусева А.В.

Untitled-4

Совершенствование цветной фотографии шло двумя путями – во-первых, увеличение скорости экспозиции, позволяющее фиксировать быстро текущие события  и,  во-вторых, увеличение возможности тиражировать снимок. В 1960 году  изобретен   поляроид – моментальный снимок за минуту в присутствии  фотографируемого, в 70ых годах в широкую продажу поступает обращаемая (позитивная) фотопленка   — немецкая Орвохром (ORWO)   и  чехословацкая  Фомахром (FOMA)  и  все  стали  увлекаться  слайдами – многие даже проявляют  пленки самостоятельно  в домашних условиях, появляются  проекторы  и изображения  проецируются  на экраны  или прямо на стены. Издатели альбомов и буклетов отдают предпочтение слайдам.

Сегодня  в  XXI веке цветная фотография, теперь уже в цифровом  исполнении,  стала  неотъемлемой частью нашей жизни.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Метки: ,

Ваш отзыв

Follow Us!

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Мета

Подписаться на обновления:

Чтобы получать новости с моего сайта, заполните, пожалуйста, форму ниже:

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *