цветная фотография
Автор: admin. Рубрика: листая старые фотографические журналы, статьи, это интересно
В то время, когда черно-белая фотография успела стать популярной, другие энтузиасты фотографии еще продолжали работать над созданием цветных фотоснимков. История получения цветного изображения более длинная и сложная чем изобретение дагерротипа, но нельзя не коснуться основополагающих открытий в этой области.
Изобретение цветной фотографии в первую очередь связано с именами Томаса Янга (1773 – 1829) и Джеймса Максвелла (1831-1879). На основе открытий Томаса Янга в области физиологии зрения человека Максвелл разрабатывает свою теорию трех основных цветов, которая и лежит в основе получения современного цветного фотографического изображения. Свою теорию о цвете Максвелл высказал в 1861 году и предоставил цветное изображение – клетчатую ленту.
Другой ученый — Луи Дюко дю Орон (1837-1920) запатентовал свой метод получения цветных фотоизображений в 1868 году и даже опубликовал книгу «Цветная фотография», в которой изложил основы как аддитивного, так и субтрактивного методов. Но оба метода тогда казались слишком сложными для практического использования.
Еще один способ получения цветного изображения также оказался невостребованным. В 1891 году физик Габриэль Липман представил свой цветной снимок «попугай» и получил Нобелевскую премию «за создание фотопластинки, передающей цвет за счет интерференции света».
В 1903 году братья Люмьер разработали процесс Автохром и вскоре — в 1907 году –выпустили в продажу пластины «Автохром» – изображение в естественных цветах получали на стекле и потом смотрели его на просвет. Изображение, как когда-то и дагерротип, было в единственном экземпляре и размножить его было нельзя. Однако автохром в отличие от предыдущих методов стал популярен. С помощью полиграфической техники печатались прекрасные цветные изображения в различных печатных изданиях, выставлялись на выставках и витринах. Автохромный способ стал очень популярен на несколько лет. К 1935 году фирма братьев Люмьер выпустила 50 млн автохромных пластинок.
В 20ых годах XX века появляется в Америке двухслойная пленка и только в середине 30ых годов в продажу поступает трехслойная цветная фотопленка «Кодахром» для диапозитивов, при этом на проявку приходилось отсылать пленку производителю и автор получал обратно диапозитивы в рамках для проецирования на экран. И, наконец, в начале 40ых годов создается негативная фотопленка «Кодаколор», которая позволяет напрямую получать цветной отпечаток.
Цветная фотография становится популярной и постепенно к концу XX века вытесняет черно-белую фотографию. Но пока этого не случилось, качество цветного изображения оставляло желать лучшего. Вот высказывание Картье-Брессона в журнале «Фотографический ежегодник за 1955 год («Photography Annual»): Цвет — это завтрашний день, сегодня им до «сумасшествия» увлекаются в основном фотолюбители. С цветной фотографией фотографы снова оказались под гнетом тирании природы и машины, вместе взятых. Сегодня перед фотографом стоит вопрос – сможет ли он контролировать новые появившиеся средства таким образом, чтобы с их помощью он мог выразить то, что хочет сказать. Будет ли он противостоять, сопротивляться этой тирании и сможет ли воспользоваться всем наследием реализма и как он сможет преодолеть ограничения, которые заложены в существующем процессе?
В России выдающимся экспериментатором в области цветной фотографии был Прокудин-Горский Сергей Михайлович (1863 -1948). Он разработал технику цветной съемки с последующим полиграфическим воспроизведением снимков в цвете по методу немецкого ученого Адольфа Мите, который в свою очередь разработал свой метод на основе изобретений Луи Дюко дю Орона.
Впервые о своем способе изготовления цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии Прокудин-Горский сообщил в 1902 году и во время доклада продемонстрировал 70 цветных снимков, сфотографированных им за границей и в России. С 1906 года он регулярно помещает полиграфические отпечатки своих цветных снимков в своем журнале «Фотограф-Любитель». В 1909 году Прокудин-Горский показывал свои работы в Царском Селе императору Николаю II. После этого события у него появилась возможность осуществить свой замысел – запечатлеть все достопримечательности России в «натуральных цветах». Царская канцелярия снабдила его документами, которые обеспечивали ему доступ во все места Российской Империи, а местная администрация должна была оказывать ему всяческое содействие.
Уже в Советской России в 1918 году в Петрограде по приглашению первого наркома просвещения Луначарского А.В. Прокудин-Горский провел три вечера под названием «Чудеса фотографии» — вечера были устроены в самом большом зале Зимнего дворца – Николаевском — и при этом присутствовало более 2000 человек, о чем сообщалось в «Фотографических новостях», 1918 год.
Но вскоре он уезжает из России. За границей часть его коллекции была продана в Библиотеку Конгресса США. В 2003 году в Москве прошла выставка работ Прокудина-Горского, организованная совместно Научно-реставрационным центром «Реставратор-М» и Государственным музеем архитектуры имени Щусева А.В.
Совершенствование цветной фотографии шло двумя путями – во-первых, увеличение скорости экспозиции, позволяющее фиксировать быстро текущие события и, во-вторых, увеличение возможности тиражировать снимок. В 1960 году изобретен поляроид – моментальный снимок за минуту в присутствии фотографируемого, в 70ых годах в широкую продажу поступает обращаемая (позитивная) фотопленка — немецкая Орвохром (ORWO) и чехословацкая Фомахром (FOMA) и все стали увлекаться слайдами – многие даже проявляют пленки самостоятельно в домашних условиях, появляются проекторы и изображения проецируются на экраны или прямо на стены. Издатели альбомов и буклетов отдают предпочтение слайдам.
Сегодня в XXI веке цветная фотография, теперь уже в цифровом исполнении, стала неотъемлемой частью нашей жизни.
Метки: история фотографии, фотоискусство