Специальный военный фотокорреспондент Ландер Ольга Александровна
Автор: admin. Рубрика: листая старые фотографические журналы, о журналистике, статьи, фотокорреспондент, это интересно
Ландер Ольга Александровна родилась в семье профессионального фотографа, ученица знаменитого Моисея Наппельбаума. Окончила курсы прикладного искусства в Москве. В начале 30-х годов работала в киногруппе, осуществлявшей съемки в Средней Азии. После возвращения из экспедиции пришла на работу в «Комсомольскую правду». Конечно же, были планы, мечты…Но началась Великая Отечественная война и Ольга Ландер стала специальным военным фотокорреспондентом газеты «Советский воин». Всю войну в центральной прессе публиковались ее фоторепортажи с передовой.
Военный фотокорреспондент Ольга Ландер принимала участие в Курской битве, освобождении Одессы, Киева, стран Балканского полуострова. Окончание войны встретила в Вене. После войны работала фотокорреспондентом «Советская Россия». Награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями.
Сохранились два интервью, которые Ольга Ландер дала заведующему отделом иллюстраций журнала «Советское фото» Юрию Михайловичу Кривоносову уже спустя много лет после войны, в которых она, вспоминая военные годы, говорила о работе военного фотокорреспондента, солдатских буднях, неотвратимости смерти и счастливом случае, дарящем жизнь.
«Нашей главной задачей было показать читателю — и фронтовому, и тому, кто трудился в тылу, как наша Красная Армия живет, борется и побеждает. Конечно, у каждого из нас есть любимая собственная фронтовая фотография, так же как есть, наверное, и снимки, которые самим нам, во всяком случае, тогда, в пору, когда они были сделаны, не казались чем-то особенным. Но время придало им значительность, о которой, делая эти кадры, мы и не думали. Но я хотела бы напомнить о другом — о той повседневной работе, которую каждому из нас приходилось выполнять, снимая, казалось бы, проходные кадры — представителей разных родов войск, различную технику, снимать не только труд, но и быт солдата на войне. Разве могла бы армия проделать свой долгий путь, если бы не было, скажем, вот таких полевых ремонтных мастерских, где солдаты-мастеровые чинили тысячи видавших виды сапог».
«Очень сложно классифицировать по степени важности или остроты то, что происходит с тобой на войне, потому что каждый момент является для тебя главным именно тогда, когда событие у тебя перед глазами. Недаром же говорят, что для каждого солдата эпицентр войны в его окопе… Но сейчас, по прошествии времени, я бы выделила из сотен эпизодов, свидетелем и участником которых была, два наиболее для меня значительных. Первый случай произошел на Украине. Где-то у самой передовой я, пристроившись за каким-то блиндажом, снимала солдат, отличившихся во вчерашнем бою, — такие портреты мы давали в нашей газете «Советский воин» 3-го Украинского фронта практически в каждом номере. Вдруг налетели фашистские самолеты, чего я, занятая своей работой, даже и не заметила, но команду «Всем в укрытие», к счастью, услыхала. Пулей влетела в блиндаж, это было так стремительно, что даже не почувствовала, что с меня слетела пилотка. Плюхнулась в угол, только успев заметить, что в противоположном углу сидит за телефоном связист и еще какие-то солдаты, и тут раздался страшный грохот — прямо в блиндаж угодила бомба. В себя пришла, только почувствовав, что меня откапывают. Когда меня вытащили, то я узнала, что никого больше в живых из этого блиндажа не осталось… Немного отдышавшись, стала искать свою пилотку и, как это ни удивительно, нашла, правда, она оказалась разорванной осколком бомбы. Чинить ее я не стала, сохранила на память о том дне…»
«За годы войны мной сделаны тысячи кадров, но из них я люблю больше всего не боевые эпизоды, а очень спокойный снимок — широкая панорама, где много-много солдат слушают концерт бригады украинских артистов, приехавших на наш фронт. Сосредоточены просветленные лица бойцов, еще не остывших от недавнего боя. Может, потому этот снимок так мне дорог, что в нем было что-то от уже почти забытой мирной жизни, о возвращении к которой мы тогда все так мечтали».
Годы жизни Ландер Ольги Александровны : 1909-1996
Метки: факт, фотожурналистика, фотокорреспондент, фотокорреспонденты