СИРИЯ. КОМАНДИРОВКА В 1957 год
Автор: admin. Рубрика: о журналистике, очерки, страны мира, это интересно
Драчинский Николай Иванович, фотокорреспондент журнала «Огонек», по заданию редакции в октябре 1957г. полетел в Дамаск, чтобы на страницах журнала рассказать о своих впечатлениях и событиях неспокойной жизни Сирийской столицы. Его очерк «Конец полосатого заговора» полностью был опубликован в журнале «Огонек» в первых номерах 1958г, здесь же предлагаю лишь несколько отрывков.
Дамаск – один из древнейших городов земли. На каменных египетских надписях, сделанных три с половиной тысячи лет назад, он уже упоминается как старый город. Он много повидал. Некогда столица могущественного халифата, где расцветали науки, искусства и ремесла, он был опустошен войсками Тамерлана. Потом страна подпала под господство османских турок на четыре долгих столетия. Турок сменили французские колонизаторы, силой оружия установившие свою власть.
Площадь Мухаджирин в переводе означает «беженцы, поселенцы».Такое название этот район получил много лет назад. После подавления восстания Шамиля с Кавказа в Турцию переселились тысячи черкесов. Турецкий султан Абдул Хамид велел им селиться на окраине Оттоманской империи, на арабских землях. В то время появился неподалеку от Дамаска сначала лагерь, а потом деревня, населенная черкесами, курдами, которую назвали «мухаджирин» — беженцы. Людям было трудно обжиться на крутых каменистых склонах ржавой горы Касьюн. Пожалованная султаном сухая знойная земля не родила, воды не было, и поселенцы бедствовали. Поэтому слово «мухаджирин» было равнозначно «бедняк». Деревня, некогда отстоявшая довольно далеко от Дамаска, теперь слилась с городом и приобрела совершенно иной вид. Теперь это один из самых благоустроенных районов столицы. Красивые новые улицы выходят на эту площадку, как бы врезанную в крутой спад горы. Отсюда открывается великолепный вид на город и зеленую долину внизу. Слева видно каменное нагромождение зданий, высокие минареты знаменитой мечети Омаядов. Там деловой центр столицы Сарава. Как зеленый каракуль раскинулись сады Западной Гуты. Они тянутся до самого горизонта, где маячат сизые горы Джабел Менна. В этой долине садов выращивают главным образом абрикосы. Из них делают густую пасту, затем ее раскатывают на огромные тонкие коржи и сушат на солнце. Так изготовляется камардин. – восточное лакомство, которым издревле славится Дамаск. Знаменитый дамасский камардин купцы вывозят отсюда во многие арабские страны вывозят отсюда во многие арабские страны. «Омар Хайям» — харчевня небольшая, на вид невзрачная, без шика. Несколько столиков, покрытых белой клеенкой, стоят внизу, четыре – на антресолях. Но зато все восхитительные дары арабской кухни ожидают здесь посетителей. Во всем Дамаске вы не найдете такого вкусного, пахучего и сочного кебаба – традиционного восточного блюда, у нас именуемого шашлыком. Кушанья сдобрены ужасающими порциями острейших приправ: кажется, будто глотаешь раскаленные угли. Особой гордостью харчевни является «Арак маа маза». Арак – это крепкий напиток вроде водки, с сильным запахом аниса. Его обычно пьют, разбавив ледяной водой, отчего прозрачная до этого жидкость становится белой, как молоко. Вместе с крошечным пузырьком арака подается маза — двадцать пять тарелочек с разнообразными закусками, где есть и сырая печенка, и овечий сыр, и бараний язык, и тертый тахинн, и масса других деликатесов, искушающих посетителя, которому в этот момент невольно вспоминаются стихи Омара Хайяма:
«Увы, не много дней нам здесь пробыть дано / Прожить их без любви и без вина грешно»
Хама – городок небольшой, но очень древний. Через него протекает небольшая река Аси, а в самом центре города стоят на реке гигантские оросительные колеса – нории. Быстрое течение вращает эти колеса, которые черпаками поднимают воду на высоту четырех – или пятиэтажного дома и выливают в каменные акведуки. В буквальном смысле это «водопровод, сработанный еще рабами Рима».
Сирийцы рассказывают, что жители Хамы отличаются некоторыми своеобразными чертами. И чтоб было понятно, в чем состоит это своеобразие, рассказывают такую басню.
В древности некий святой апостол, не то Петр, не то Павел, отправился из Иерусалима проповедовать Христово учение. Он побывал во многих городах, а однажды вечером приближался на своем ослике к Хаме. Первый житель, которого увидел апостол, был парнишка лет десяти.
– На тебе, чадо, грош, — сказал скаредный апостол, — купи мне чего-нибудь в вашем городе, чтобы мог поесть я, покормить своего осла и приятно провести ночь. Через некоторое время парнишка вернулся. Он принес арбуз и пол-гроша сдачи. Апостол разгневался и стал парня ругать.
– Ты неразумный старик! – возразил тот. — Я исполнил все твои пожелания, да еще принес тебе пол-гроша сдачи. Арбуз ты съешь сам, корками покормишь осла. Остаются еще семечки. Щелкай их, и тебе всю ночь не будет скучно!
Апостол подумал и двинулся дальше: в этом городе люди чересчур проницательны и практичны, его религия здесь не найдет себе приверженцев.
Халеб – самый большой город Сирии, пестрый и яркий, как узорный восточный ковер: путаница старых узких улочек, широкие новые проспекты, многочисленные минареты, голубые купола мечетей. Корпуса текстильных фабрик. А желтые широкие стены крепости, будто поясом стягивают нагромождение руин – рухнувшие своды, упавшие колонны, засыпанные лестницы.
В центре города на большом круглом холме с плоской вершиной стоит Цитадель. Желтые зубчатые башни ее вцепились в поднебесье и застыли над всей округой в густой синей вышине. Глубокий, шириной в тридцать метров ров, в былые времена заполнявшийся водами реки. Кольцом опоясывает обрывистый берег с главной башней цитадели и единственными воротами старой крепости. Эти могучие стены, бойницы, навесы — свидетели столь многих и грозных баталий ныне привлекают внимание ученых и многочисленных туристов. Если эту гору, на которой стоит цитадель, разрезать вертикально пополам, — говорил смотритель, — то пласты земли здесь подобны страницам великой книги. Они рассказали бы бурную историю этой страны от глубокой древности до наших дней. Две с половиной тысячи лет стоит здесь эта крепость. Сколько пришлых завоевателей видели ее седые камни! У ее стен сражались войска вавилонских царей, когорты Александра Македонского и римские легионы, персы и византийцы. Она видела крестоносцев, монголов, египетских мамелюков, ею владели османские турки. Памятники глубокой старины перемежаются здесь со следами недавних событий. – Видите вон те здания, — указал Абдалла на приземистые постройки у дальней крепостной стены. Это казармы французских экспедиционных войск, последних оккупантов страны. — Он показал мне недавно раскопанный внутренний дворик римского дворца, подземные турецкие казематы, древнюю мечеть и разрушенный храм, возведенный еще византийцами. – Еще лет тринадцать назад стены этого храма были покрыты изразцами старинной работы, воспроизводящими арабески необыкновенной красоты. Об их прелести вы можете судить по этой фотографии, — говорил смотритель, указывая на небольшой снимок, висевший на ободранной стене. – А где же сами изразцы? Их передали в музей?- Нет, их увезли колониалисты, когда покидали страну.
Пальмира, в переводе с греческого «город пальм», расположенный в самом сердце сирийской пустыни, наверное, самый древний город на земле. Первые упоминания Пальмиры под названием Тадмор относятся к XXв. до н.э. По преданию, основанная царем Соломоном Пальмира была сказочно красива и в пору своего расцвета невероятно богата. Разрушенная до основания многочисленными войнами и засыпанная песками Пальмира была заново открыта в XVIIв. Красота древнего затерянного в веках города поразила воображение европейцев – начались активные раскопки, научные исследования, написание литературных трудов: стихи, пьесы, романы.
В России восторженные умы сравнивали Пальмиру с великим творением Петра — Санкт-Петербургом, воздвигнутым на болотистых берегах Невы по всем законам классической архитектуры. «Северная Пальмира» — называем мы часто Петербург и сегодня в XXI веке, когда хотим подчеркнуть его красоту.
Справка: О Зенобии – отважной и честолюбивой властительницы Пальмиры, решившейся вступить в борьбу с Римом, можно прочитать в режиме он-лайн книгу американской писательницы Бертрис Смолл «Царица Пальмиры» по ссылке: Исторические любовные романы http://tululu.org/a15867/
Несколько кулинарных рецептов для гурманов
Пирожное «Пальмира» по-сирийски
http://www.russianfood.com/recipes/recipe.php?rid=50137
Продукты: мука пшеничная 320г, вода 200мл, соль 0.25ч. ложки, уксус 3% 1ч. ложка, масло сливочное 200-300г или маргарин 200-300г, мука (для масла) 2ч. ложки, сахар для начинки 1 стакан.
Приготовить слоеное тесто из 2-стаканов муки. Раскатать тесто в пласт толщиной 2 мм и шириной 25 см. Поверхность пласта равномерно посыпать сахаром, свернуть пласт с одной стороны по всей его длине в рулет примерно до середины, затем проделать то же самое с другой стороны. Наложить две свернутые части рулета одну на другую (не разрывая пласта в месте перегиба) и слегка прижать сверху так, чтобы образовавшийся двойной рулет стал плоским. Поместить рулет на 1 ч в холодильник, после чего разрезать рулет на отдельные куски — пирожные, уложить их на противень подальше один от другого, слегка раздвинув при этом концы, и выпекать 15—20 мин при 220-230°С. Можно приготовить пирожные более плоскими. Для этого надо слегка раскатать скалкой куски рулета на столе и в слое сахара.
Плов по-сирийски http://www.russianfood.com/recipes/recipe.php?rid=79516
Продукты: баранина 150г, жир бараний 15г, лук репчатый 18г, зелень 7г, корица 0.3г, мука 5г, вода 50г, томат-пюре 10г, перец красный молотый 3г, соль по вкусу, рис 55г
Репчатый лук мелко рубят и обжаривают на бараньем жире, добавляют баранину, нарезанную небольшими кусочками, посыпают мукой, солят, добавляют перец красный молотый. Затем вливают воду, кладут томатное пюре, связанную в пучок зелень, порошок корицы, размешивают и тушат на слабом огне до готовности мяса. Зелень вынимают. Мясо укладывают в центре круглого блюда, а вокруг него помещают отварной обсушенный рис.
Сирийский суп из чечевицы http://www.russianfood.com/recipes/recipe.php?rid=27014
Продукты (на 2 порции): чечевица 500г, вода 1.5л, луковицы 2шт., масло растительное 2ст. ложки, соль 1ч. ложка, шпинат мелко нарубленный 60г, сок лимонный 1ч. л.
Чечевицу тщательно промыть. В кастрюле разогреть растительное масло и обжарить в нем мелко нарубленный лук. Добавить чечевицу и соль, перемешать, залить водой и варить 1 1/2 ч. Затем добавить мелко нарубленный шпинат и кипятить еще 15 мин. Заправить лимонным соком. Рассчитано на 2—3 порции.
Приятного аппетита!