Прокудин-Горский Сергей Михайлович, 150 лет со дня рождения
Автор: admin. Рубрика: статьи, это интересно
Прокудину-Горскому Сергею Михайловичу (1863/31.08 -1944), в этом году исполняется 150 лет со дня рождения. Благодаря желанию, упорству и профессионализму многих энтузиастов, сумевших разглядеть и понять историческую ценность коллекции Прокудина-Горского, мы имеем восхитительную возможность видеть и удивляться гению человеческого разума…
Итак, Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в Санкт-Петербурге, семья принадлежала к старому дворянскому роду. Образование, вероятно, имел химико-технологическое. Свое образование совершенствовал в Германии, работал и проводил опыты по цветовоспроизведению в лаборатории профессора Адольфа Мите (1862-1927).
Однако сначала фотография его интересовала как метод практического применения в научных исследованиях в астрономии и микробиологии. В 1898г. он становится членом Пятого отдела Императорского Русского технического общества и делает доклад «О фотографировании падающих звезд». Вскоре открывает свою химическую «испытательную», как он ее называл — фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую. Начинает издавать свой журнал «Фотограф-Любитель».
В мастерской он выполняет заказы в цветных диапозитивах для издательств и типографий, в журнале печатает статьи и руководства по «фотографированию в натуральных цветах».
В своем журнале он пишет: «Мы в России не стоим на месте, а идем вперед довольно крупными шагами. Побывав в Берлине, Лондоне, Париже, Вене, Милане и приглядевшись внимательно к иностранным работам в красках, работам, которые вообще-то появились в публике сравнительно недавно, могу сказать, что у нас это дело стоит нисколько не ниже, а по правдивости передачи во многих случаях и выше. Если принять во внимание, что цветное типографское воспроизведение начало развиваться в России каких-нибудь 4-5 лет, то, безусловно, следует признать огромный успех». Лучшей демонстрацией достижений в области цветной фотографии были полиграфические отпечатки цветных снимков в каждом номере журнала.
В 1902г. Прокудин-Горский впервые сделал сообщение о способе изготовления диапозитивов по методу трехцветной фотографии с демонстрацией 70 снимков, сделанных им за границей и в России. В 1906г. он выступает на VI-ом Международном конгрессе прикладной химии в Риме с докладами: «Наблюдения и исследования при фотографировании в натуральных цветах» и «Прикладная фотография в России» с демонстрацией своих работ. Участвует в международных выставках и конкурсах, в Антверпене ему присуждается золотая медаль «за снимки в красках непосредственно с натуры». Русское фотографическое общество избирает его своим почетным членом наряду с братьями Люмьер и профессором Мите.
В 1908г. Пятый — фотографический — отдел Императорского Русского технического общества внес в Государственную Думу закон «об авторском праве фотографа» и в залах Академии для убедительности демонстрировалась выставка достижений русских фотографов с показом на экране цветных изображений Прокудина-Горского. На просмотре присутствовали члены Императорского Дома и после просмотра Прокудин-Горский был приглашен в Царское Село, чтобы показать свою коллекцию цветных диапозитивов. В результате этой встречи Прокудин-Горский получил разрешение и помощь для реализации своего проекта «запечатлеть все достопримечательности отечества в натуральных цветах».
Первая мировая война прерывает его работу над коллекцией, он принимает участие в военных действиях: производит цензуру прибывающих из-за границы кинематографических лент, обучает русских летчиков съемкам с аэропланов, сам принимает участие в разведывательных полетах.
После Октябрьской революции в 1918г. по просьбе наркома просвещения Луначарского А.В. он показывает свои цветные фотопроизведения в Николаевском зале Зимнего дворца на вечере «Чудеса фотографии». По указанию Луначарского А.В. создается Фотокиноинститут и Прокудин-Горский назначается профессором специально созданного института.
Но Прокудин-Горский уезжает из России и в 1930-ых годах перед Второй мировой войной оказывается в Париже вместе с семьей. Здесь он передает фотографическую практику сыновьям, а сам занимается просветительской деятельностью. Скончался в 1944г.
Прокудин-Горский был женат два раза, от первого брака у него родились два сына и дочь, от второго брака – дочь. В Париже в годы оккупации и послевоенные годы семье трудно было должным образом хранить архив – большое количество стеклянных негативов и фотоальбомы — и когда появилась возможность продать архив, родственники воспользовались этим. Предложение купить коллекцию поступило от Библиотеки Конгресса США в 1948г.
Этому предшествовали следующие события. После окончания войны в США проявился интерес к культуре Советского Союза и было решено перевести на английский язык и издать «Историю русского искусства» Грабаря И.Э. Встал вопрос, каким образом иллюстрировать это издание. Переводчицей в этом проекте была княгиня Мария Путятина, дочь известного царского сановника, организовавшего когда-то показ диапозитивов Прокудина-Горского в Царском Селе. Путятина вспомнила, что среди диапозитивов было представлено много архитектурных памятников и предложила разыскать сыновей Прокудина-Горского, которые, как она предполагала, жили в Париже. С помощью многих людей, участвовавших в этой «операции», сыновей разыскали.
Библиотека Конгресса США приобрела весь имеющийся у семьи архив — более 1900 стеклянных негативов и 14 альбомов с авторскими отпечатками Прокудина-Горского.
В 2000г. технические достижения начала XXI века сделали возможным показать сегодняшним зрителям достижения в области фотографии двух прошедших веков — XIX и XX: все приобретенные негативы и фотоальбомы коллекции Прокудина-Горского были отсканированы.
В 2003г. в Москве Государственный музей архитектуры имени Щусева А.В. открыл выставку «Достопримечательности России в натуральных цветах. Весь Прокудин-Горский. 1905-1916». Выставка проводилась под патронатом Министерства культуры РФ и Российской Академии наук.
В полном объеме с фотопроизведениями Прокудина-Горского можно ознакомиться на сайте Библиотеки Конгресса США: http://www.loc.gov/ , http://lcweb2.loc.gov/pp/prokquery.html
Кстати, фотографии А.Мите 1903-1920 годов можно посмотреть на немецкоязычном сайте, посвященном его биографии: Die Dreifarbenfotografie nach Prof. Dr. Adolf Miethe
Статья написана по материалам издания: «Российская империя в фотографиях С.М.Прокудина-Горского», М, 2004
Метки: история фотографии, фотоискусство