Фотография и историческое сознание
Автор: admin. Рубрика: о журналистике, статьи
Широко известный фотожурналист Валерий Генде-Роте (1926-2000) в 1984 году на страницах журнала «Советское фото» опубликовал несколько интервью с известными деятелями культуры и науки о фотографии, ее значении в их жизни, задавая каждому один и тот же вопрос. Эти интервью были им задуманы для книги, которую он, к сожалению, не успел издать.
Генде-Роте: Скажите, пожалуйста, Анатолий Петрович, как вы относитесь к человеку с фотоаппаратом в руках?
Александров А.П., президент АН СССР:
Это зависит от того, что он за человек, что и как умеет делать и какие цели перед собой ставит. Если ему по-настоящему интересно то, что он снимает – это одно, а если он только хочет «сорвать сенсацию» или извлечь какую-то иную выгоду, то это попросту недопустимо. Плохо, когда репортеры суетятся, со всех сторон сверкают вспышки. Разумеется, это мешает и, естественно, раздражает. Все зависит от профессионализма и общей культуры.
Генде-Роте: Георгий Александрович, каково ваше отношение к фотографическому снимку?
Товстоногов Г.А., главный режиссер Ленинградского академического Большого драматического театра имени М.Горького:
Мне представляется, что благодаря фотографиям в нашем сознании возникают неожиданные столкновения, вспоминаются обстоятельства, ситуации, которые потом могут стать поводом для творческих актов в самых различных областях искусства. И хотя фотография в большей части изображает какой-то конкретный момент жизни в определенном ограниченном пространстве, она вместе с тем будит наше воображение, заставляет дополнять рассматриваемый снимок целым рядом подробностей, часто весьма отвлеченных — мы подсознательно стремимся воссоздать обстановку, в которой происходила съемка.
Генде-Роте: Эдита Станиславовна, вы не раз служили мне фотомоделью, помогали, иногда даже сами строили кадр. Подводя некоторые итоги нашего сотрудничества, можно заметить, что лучшие снимки сделаны мной «когда и где угодно», только не во время специально подготовленных съемок. У меня сложилось впечатление, что вы боитесь фотоаппарата и стесняетесь фотографа?
Пьеха Э.С., народная артистка РСФСР:
Признаюсь, что это так. Позировать фотографу – это особое умение, тайнами и законами его я, к сожалению, не владею. Конечно, если меня снимает хорошо знакомый человек, в результате совместной работы могут получиться вполне приличные, но все же постановочные фотографии. Потом, глядя на них, я и фотограф утешаем друг друга: такие снимки тоже бывают нужны. И они действительно нужны.
Генде-Роте: Дмитрий Сергеевич, я знаю, что вы – литературовед и историк – серьезно интересуетесь фотографией. Какие моменты ее прошлого вам хотелось бы припомнить?
Академик Лихачев Д.С.:
Как всякое изобретение, фотография родилась не вдруг. Ее возникновению предшествовал общественный интерес. Когда я работал над книгой «Поэзия садов», то познакомился с весьма любопытным фактом, связанным с именем английского поэта и философа XVIII века Александра Поупа. В созданном им прекрасном саду на берегу Темзы в Твикенхеме он наслаждался отражением движущихся лодок. Происходило это в темном гроте, построенном у самой воды. В двери, обращенной к реке, было сделано отверстие, а изображение, приводившее в восторг поэта, светилось «вверх ногами» на противоположной стене. Конечно, такое явление мог заметить кто угодно и где угодно. В то время это было предчувствие фотографии, предчувствие кино. Появившись, фотография начала влиять на всю эстетическую систему, на различные виды искусства.
Продолжение следует
Метки: фотожурналистика, фотоискусство