фотография и историческое сознание. продолжение
Автор: admin. Рубрика: о журналистике, статьи
На вопросы фотожурналиста В.А. Генде-Роте продолжают отвечать его знаменитые собеседники.
Генде-Роте: Как Вы оцениваете роль фотографии в науке? Можно ли сказать, что без фотографии познание мира сегодня невозможно?
Александров А.П., президент АН СССР: Ну, это, пожалуй, слишком категорично. Фотография очень наглядна – это хорошее средство общения, передачи, хранения информации. Если смотреть на фотографию с точки зрения того, какую она хранит информацию, то ее можно приравнять к системе памяти современной, самой высокоскоростной вычислительной машины. Мы имеем возможность передавать информацию либо в виде фотографии, либо в цифровом виде из памяти вычислительной машины. Делать это можно еще сотнями различных методов. Смею утверждать, что плотность записи информации фотографическим методом превосходит используемую сегодня в вычислительной технике.
Генде-Роте: Какую фотографию вы предпочитаете: цветную или черно-белую?
Александров А.П., президент АН СССР: При рассматривании цветной фотографии меня не волнует, насколько точно переданы на ней цвета действительности, обычно спектральные отклонения не портят впечатления. Однако черно-белая фотография действует на меня сильнее, она лучше передает идею. Может быть, цветная фотография несет чересчур много информации и это разбивает цельность восприятия.
Генде-Роте: Какую фотографию вы называете произведением искусства и чем следует руководствоваться фотографу, создающему такое произведение?
Товстоногов Г.А., главный режиссер Ленинградского академического Большого драматического театра имени М.Горького: Всякое произведение искусства должно нести в себе образ, и фотография – не исключение. Как любой художник, фотограф, когда он снимает то или другое явление, руководствуется мыслью, которая его будоражит и волнует. Только таким путем можно создать образ, потому что один из элементов образа – это его идея. От качества идеи и таланта ее воплощения зависит, образно решена фотография или нет.
Генде-Роте: Вам, конечно, знаком термин «скрытая камера». Что вы думаете о «незаметной» съемке?
Пьеха Э.С., народная артистка РСФСР: Самый правдивый снимок – подсмотренный, выхваченный из жизни. Мои фотографии не исключение – наиболее естественной и искренней я выгляжу на них тогда, когда не знала, что меня снимают. Что сказать о «скрытой камере»? Фотограф может стоять рядом в пустом зале, работать и быть незаметным, а может находиться в толпе, ничего не делать и привлекать не только мое, но и всеобщее внимание. Это вопрос мастерства.
Генде-Роте: Очевидно, возможна двойная оценка собственных фотографий: умом вы их принимаете, а сердцем нет. Парадокс!
Пьеха Э.С., народная артистка РСФСР: Никакого парадокса – просто я понимаю, что кто-то знает что-то лучше меня и, между прочем, не только фотографию. За примерами далеко ходить не надо. Есть ваши фотографии, которые мне не нравятся, но я понимаю, что отвергать их не имею права. В конкретный момент съемки вы меня увидели и почувствовали именно такой. Когда исполняешь свои любимые песни, их содержание переживаешь каждый раз заново. Сопутствующая песням невольная мимика может меня иногда и не украшать. Однако я совсем не против съемки в это время, разумеется, тактичной – и боль, и пафос тоже должны найти свое отражение на фотографиях. «Красивые» снимки получаются тогда, когда человек сначала заучивает с помощью зеркала несколько соответствующих выражений своего лица, а потом в «готовом виде продает их фотографу». Я не умею «быть красивой» по заказу, не умею скрывать свое настроение: сложно мне с вами, фотографами…
Генде-Роте: Тема «Фотография и память» достаточно обширна. Давайте обсудим некоторые ее стороны по мере возможности, следуя принципу от частного к общему.
Академик Лихачев Д.С.: Самое главное, чем знаменита фотография, она перевернула быт человека. Частная жизнь до ее появления и после – разная. С помощью фотографии утвердилась семейная память. Именно фотография сохраняет нам документально точные облики матери и отца, бабушки и дедушки, других близких и дальних родственников. Только на снимках мы можем увидеть какие-то моменты их жизни, подробности их быта. Раньше ничего подобного быть не могло, все это исчезло полностью.
Генде-Роте: Очень было бы интересно от вас какой-нибудь пример, показывающий связь памяти и фотографии.
Академик Лихачев Д.С.: Все мои воспоминания детства и молодости так или иначе связаны с ней. Мой отец любил фотографировать. До сих пор сохранилось много его снимков. Есть снимки родных, мест, где мы жили. Каждый из них вызывает у меня буквально рой ассоциаций. Далекое прошлое представляется мне не в виде отдельных картинок, а как связанная, непрерывная история. Я помню свое детство целиком.
Генде-Роте: Для вас фотография выступает в роли «дополнительной памяти»?
Академик Лихачев Д.С.: Нет, только как ее помощник.
Окончание следует
Метки: история фотографии, фотографические журналы, фотожурналистика