фотография и историческое сознание. продолжение


На вопросы  фотожурналиста  В.А. Генде-Роте  продолжают отвечать его знаменитые собеседники.

Генде-Роте:  Как Вы оцениваете роль фотографии в науке? Можно ли сказать, что без фотографии познание мира сегодня невозможно?

Александров А..П. Александров А.П., президент АН СССР:  Ну, это, пожалуй, слишком категорично.  Фотография очень наглядна – это хорошее средство общения, передачи, хранения  информации. Если смотреть на фотографию  с точки зрения того, какую она хранит  информацию, то ее можно приравнять к системе памяти  современной, самой    высокоскоростной вычислительной машины. Мы имеем возможность передавать  информацию либо в виде фотографии, либо в цифровом виде  из памяти вычислительной  машины. Делать это можно еще сотнями различных методов. Смею утверждать, что  плотность записи информации фотографическим методом превосходит используемую  сегодня в вычислительной технике.

 Генде-Роте:  Какую фотографию вы предпочитаете: цветную или черно-белую?

Александров А.П., президент АН СССР:  При рассматривании цветной фотографии меня не волнует, насколько точно переданы на ней цвета действительности, обычно спектральные отклонения  не портят впечатления. Однако черно-белая фотография  действует на меня сильнее, она лучше передает идею. Может быть, цветная фотография несет чересчур много информации и это разбивает цельность восприятия.

 Генде-Роте:  Какую фотографию вы называете  произведением  искусства и чем следует руководствоваться фотографу, создающему такое произведение?

Товстоногов Г.А.

 Товстоногов Г.А., главный режиссер Ленинградского  академического    Большого драматического театра имени М.Горького:  Всякое произведение  искусства должно нести в себе образ, и фотография – не исключение. Как любой  художник, фотограф, когда он снимает то или другое явление, руководствуется мыслью,  которая его будоражит и волнует. Только  таким путем можно создать образ, потому что  один из элементов образа – это его идея. От качества идеи и таланта ее воплощения  зависит, образно решена  фотография или нет.

 

Генде-Роте:  Вам, конечно, знаком термин «скрытая камера». Что вы думаете о «незаметной» съемке?

Пьеха Э.С.

 Пьеха Э.С., народная артистка РСФСР: Самый правдивый снимок – подсмотренный,  выхваченный из жизни. Мои фотографии не исключение – наиболее естественной и  искренней  я выгляжу на них тогда, когда не знала, что меня снимают.  Что сказать о  «скрытой камере»?  Фотограф может стоять рядом в пустом зале, работать и быть  незаметным, а может находиться в толпе, ничего не делать и привлекать не только мое,  но и всеобщее внимание. Это вопрос мастерства.

Генде-Роте:  Очевидно, возможна двойная оценка собственных фотографий: умом вы их принимаете, а сердцем нет. Парадокс!

Пьеха Э.С., народная артистка РСФСР: Никакого парадокса – просто я понимаю, что кто-то знает что-то лучше меня и, между прочем, не только фотографию. За примерами далеко ходить не надо.  Есть ваши фотографии, которые мне не нравятся, но я понимаю, что отвергать их не имею права. В конкретный момент съемки  вы меня увидели и почувствовали именно такой. Когда исполняешь свои любимые песни, их содержание переживаешь каждый раз заново. Сопутствующая песням невольная мимика может меня иногда и не украшать. Однако я совсем не против съемки в это время, разумеется, тактичной – и боль, и пафос тоже должны найти  свое  отражение  на фотографиях.  «Красивые»  снимки  получаются тогда, когда человек сначала заучивает  с помощью зеркала несколько соответствующих выражений своего лица, а потом в «готовом виде продает их фотографу». Я не умею «быть красивой»  по заказу, не умею скрывать свое настроение: сложно мне с вами, фотографами…

Генде-Роте:  Тема «Фотография и память» достаточно обширна. Давайте обсудим некоторые ее стороны по мере  возможности, следуя принципу от частного к общему.

Лихачев Д.С.

 Академик  Лихачев Д.С.:  Самое  главное, чем знаменита фотография, она  перевернула быт человека.  Частная жизнь до ее появления и после – разная. С  помощью фотографии утвердилась семейная память. Именно фотография сохраняет  нам документально точные облики матери и отца, бабушки и дедушки, других  близких и дальних родственников.  Только на снимках мы можем увидеть какие-то  моменты их жизни, подробности их быта. Раньше ничего подобного быть не могло,  все это исчезло полностью.

Генде-Роте:  Очень было бы интересно от вас какой-нибудь пример, показывающий связь памяти и фотографии.

Академик  Лихачев Д.С.:  Все мои воспоминания детства и молодости так или иначе связаны с ней. Мой отец любил фотографировать. До сих пор сохранилось много его снимков. Есть снимки родных, мест, где мы жили. Каждый из них вызывает у меня буквально рой ассоциаций. Далекое прошлое представляется мне не в виде отдельных картинок, а как связанная, непрерывная история. Я помню свое детство целиком.

Генде-Роте:  Для вас фотография выступает в роли  «дополнительной памяти»?

Академик  Лихачев Д.С.:  Нет, только как ее помощник.

Окончание следует

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Метки: , ,

Ваш отзыв

Follow Us!

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Мета

Подписаться на обновления:

Чтобы получать новости с моего сайта, заполните, пожалуйста, форму ниже:
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *