Фотография и историческое сознание. Окончание


Генде-Роте  был очень рад, что  несмотря на свою занятость и нездоровье  академик  Лихачев Д.С.  согласился дать это интервью.  Интервью опубликовано в журнале «Советское фото» в  1984г.

Генде-Роте:  Каково ваше отношение к современной семейной фотографии?

Лихачев Д.С. Академик  Лихачев Д.С.:

Раз возникнув в прошлом, традиции обязательной съемки жизни семьи не  затухают, а развиваются  и вширь,  и  вглубь. Родители фотографируют детей.  Вошла в обиход  групповая съемка на всех стадиях жизни и по разнообразным  поводам. Камера фиксирует свадьбы, юбилеи, а иногда и похороны. Снимки  «запоминают» места, где мы побывали, наших друзей, просто знакомых и т.д.    Мы стремимся сохранить память о своей  жизни для детей,  для внуков, наконец,    для себя в старости. Каждый делает это по мере возможности — кто прибегает к  услугам фотографов, а  кто с большим или меньшим умением обходится сам.  Между прочим, разглядывание фотографий, особенно снятых тобой самим –  большое удовольствие. Технически они могут быть очень плохо выполнены.  Главное не в этом, главное заключается в том,  что из всего окружающего  тобой  отобран и взят в рамку именно данный сюжет, а никакой другой, что затвор аппарата спущен именно в данный момент времени, а не в иной.  Снимок, сделанный в каком-нибудь сказочном месте, может быть совершенно негодным  с любой точки зрения, кроме  собственной, ибо благодаря ему ты…вспоминаешь.

Фотография помогает нашей памяти, облегчает эстетические  воспоминания.  Если попытаться в двух словах оценить изобразительную сторону семейной фотографии, то хотелось бы увидеть ее  более живой, насыщенной чувствами,  движениями. Впрочем,  это можно адресовать  всей фотографии  в целом, потому что она  отражает нашу историю, ведет «семейную хронику» всего общества.  Жизнь после появления фотографии  как-то изменилась, собственно скорее  изменился наш взгляд на нее. Время стало, между прочим,  быстротечнее.  Смотришь на снимок – как будто он сделан вчера, а на самом деле – тридцать лет назад.

Генде-Роте:  Наверное, виновата не одна фотография,  а темп жизни нашего общества, прогресс науки и техники в целом.

Академик  Лихачев Д.С.:

Чуть раньше я уже говорил о том,  что поскольку фотографии способствуют развитию памяти вообще, они в какой-то мере стимулируют формирование чувства ответственности за прожитую жизнь. Ведь раньше сознание того, что зримые образы прошедшего времени неминуемо канут в Лету,  то есть совершено исчезнут,  действовало на психику человека  вполне определенным образом. Он возвращался к своему прошлому реже, воспоминания его носили расплывчатый, очень неконкретный  характер и, наконец, были весьма и весьма индивидуальны. Сегодня человек  живя, знает — ничто не забывается. Фотография навсегда запоминает не только сугубо личные моменты его жизни, но и достаточное количество его общественных деяний.  Снимки собственного детства, своих родителей, первых самостоятельных шагов на жизненном поприще,  любимых женщин или мужчин  действуют на человека в зрелом или преклонном возрасте весьма сильно. Они могут пробудить совесть, если «под конец» он забыл, что это такое.  Я верю, что под  влиянием «прошлых»  фотографий человек может изменить к лучшему свое отношение к родителям, к старым друзьям, к бывшей жене или мужу. Трезвее оценить самого себя. Все это очень важно при подведении каких-то  итогов жизненного пути.

Очень интересно рассматривать снимки  человека, сделанные на протяжении многих лет жизни.  Хорошо, когда это портреты, но и изображения событий, в которых он принимал участие,  людей, с которыми он общался, дел, которые совершал и т.д. Человек не просто стареет, он изменяется, выглядит по-другому.  Есть люди, которые с возрастом становятся красивее, интеллигентнее. Они развились интеллектуально. Это произошло потому, что ими прожита интересная и полезная жизнь.  Нередко бывает и наоборот.  Человек в старости меняется к худшему.  Это значит,  он прожил злую жизнь, причинил немало  горя окружающим людям. Соответственно меняется и его лицо, на нем все отражается.  Говорят же: «В молодости — приятная барышня, в старости- злая старуха».  Фотография хранит следы различных метаморфоз человеческой личности,  как-то влияет на них и, безусловно, имеет большое этическое значение.

Генде-Роте: Национально ли искусство фотографии?

Академик  Лихачев Д.С.:

Да, национально.  Во всяком случае так было до последнего времени. Скажем, в работах  фотохудожников  Японии, Чехословакии,  наших литовских мастеров видны национальные различия, проявляющиеся  в неодинаковом  взгляде  на снимаемый материал. Каждый фотограф – представитель своего народа —  видит свое и выбирает свое.

«Фотографирующий народ» — можно было бы назвать книги  на эту тему. И будь они созданы, наверное, можно было бы воочию  убедиться в национальности фотоискусства.

Старой русской фотографии присущи определенные качества:  нерезкость, мягкость изображения, полное отсутствие фокусничанья,  доброта по отношению к снимаемым людям. Я знаю отдельных, очень одаренных современных фотографов,  следующих этим традициям.

К сожалению, в целом, в современной художественной фотографии мало самобытного  и очень много подражания.  Подражания друг другу, подражания зарубежным мастерам.  Мы слишком легко, слишком быстро раздаем эпитеты в превосходной степени, девальвируя  тем самым   высокое искусство настоящей фотографии.

Генде-Роте: Как вы думаете, фотограф может снимать любую жизненную ситуацию?

Академик  Лихачев Д.С.:

Вы затронули одну из важнейших проблем взаимоотношения  фотографии и общества. Ее  давным- давно надо было понять  и давно решить.  Наша печать многие годы насыщена материалами, воспитывающими нравственность. Невозможно,  да и не нужно перечислять темы многочисленных публикаций, возвеличивающие прекрасные человеческие  качества и бичующие отвратительные. А где фотография?  Мне кажется,  что тот инфантилизм, который имеет место у определенной части молодежи, да и у некоторых взрослых, развился не без помощи массовой  фотопродукции.  Посмотрите кругом, как  все легко и просто, если судить о жизни только по  фотографиям – плавить сталь —   раз плюнуть,  построить БАМ – несколько раз улыбнуться,  слетать в космос —  еще улыбка. Почему нельзя показать, какой ценой все это достигается?  У человека должен быть настоящий оптимизм, основанный на знании. Оптимизм,  примиренный с трагедией.  Жизнь ведь трагична —  человек болеет,  человек стареет, человек должен умереть. Но человек должен и оставить свой след на Земле.

Генде-Роте:  Вы согласны с утверждением, что фотография  — самый массовый вид искусства?

Академик  Лихачев Д.С.:

Да…и самый, как это не странно звучит, безотчетный.  Поясню. Когда живописец  делает портрет, он думает, какую черту человека выявить, подчеркнуть. Он мучается сам, мучает свою модель и,  в конечном счете, «вымучивает» свой портрет.  Я говорю, конечно, о массе, так поступают многие  портретисты. А как у фотографов? Схватил, уловил, снял  и  «попал в точку». Многие даже не знают, почему и как. Вот это я и называю  безотчетным.  А когда фотограф начинает думать,  он «мучается»,  как художник.

Генде-Роте:  Допускаете ли вы мысль о том, что люди сегодня  могут воспринимать отдельные фотографии так же, как и великие произведения искусства прошлого  или должны пройти века, чтобы возраст фотографии был сравним с возрастом  традиционных видов искусства?

 Академик  Лихачев Д.С.:

Фотография уже создала великие  произведения своего искусства. Их не так уж мало, если иметь в виду  всего полтора века ее существования. Дело тут не в самой фотографии, а в нашем отношении к ней. Простой пример.  Я сильно сомневаюсь, что люди смогут  понять и оценить музыкальные произведения, если будут слушать его в неприспособленном помещении, если знают наперед,  что оркестр будет фальшивить, а инструменты забыли настроить. Форма восприятия для каждого вида искусства  играет очень важную роль и фотография – не исключение.  Что мы видим?  В периодической печати снимки  в основном сиюминутны, формат их мал,  качество воспроизведения «серое». Фотографические  книги выпускаются  малыми тиражами и часто грешат теми же недостатками.  Где вы увидите достойно показанные фотографии?

Генде-Роте : Наверное, на выставке.

Академик  Лихачев Д.С.:

Чаще всего, да. Но и здесь чувствуется стремление  объять необъятное.  Отсюда перенасыщение экспозиции и большой относительный процент  неправдивых  фотографий.  Мне хочется  помечтать…не возражаете?

Генде-Роте: Конечно, нет. Кто знает, может быть, ваши мечты принесут со временем реальную пользу фотографии?

Академик  Лихачев Д.С.:

Я могу себе представить наисовременнейшее  здание объемом  с  Русский музей или  Музей изобразительных искусств  им.  Пушкина, с надписью «Музей фотографии». Мне не кажется это странным, ибо такой музей, помимо развития собственно фотографии,  покажет историю человечества за новейшее время и сделает это с невообразимой точностью  и с мельчайшими подробностями. Более того, мой  музей может следить за историей. Почему бы не создать его!

Генде-Роте : Ваш замысел грандиозен, но для осуществления его  требуются большие средства.

Академик  Лихачев Д.С.:

Отсутствие средств – не довод  в стране с многомиллионной армией любителей фотографии. У нас были и есть случаи, когда на средства, собранные общественностью, скажем, заработанные на субботниках, строились и строятся куда более грандиозные сооружения. Просто кто-то должен проявить инициативу. Ближе всего  к этому Министерство культуры СССР.

Генде-Роте: Дмитрий  Сергеевич,  мне кажется, что за стеклом вашего книжного шкафа я вижу один из экспонатов будущего музея.

Академик  Лихачев Д.С.:

Это снимок палубы фрегата «Светлана». Он сделан в 1856г., когда матросы носили кожаные шляпы. Да, я люблю это произведение фотоискусства. Посмотрите, как схвачен здесь  тип людей того времени, каковы выражения их лиц,  какие они приняли позы, какова осанка, какие осиные талии у офицеров. У простых матросов  сколько чувства собственного достоинства. Нашу лучшую военную силу  в то время давало  главным образом  северное русское крестьянство с его колоритным языком, образным фольклором, традиционностью  и  этикетностью  быта,  народными праздниками.  Снимок донес до нас внутреннее содержание этих людей, их психологию,  Но он говорит еще и о высокой культуре фотографа.  Она была необходима во все времена и особенно важна сегодня, когда общественное и воспитательное значение фотографии  выросло неизмеримо и продолжает расти с каждым днем.

Справка:

Фрегат «Светлана», 40-пушечный, построен во Франции из дуба, тика, красного дерева и сосны (примерно 1856-1857). Имея машину в 450 л. с., «Светлана» под парами развивала ход в 10,5 узла и оказалась отличным мореходным кораблем, совершившим за более чем 30 лет службы множество дальних походов.  

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Метки: , ,

Ваш отзыв

Follow Us!

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Мета

Подписаться на обновления:

Чтобы получать новости с моего сайта, заполните, пожалуйста, форму ниже:
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *