Фотография и историческое сознание. Окончание
Автор: admin. Рубрика: о журналистике, статьи
Генде-Роте был очень рад, что несмотря на свою занятость и нездоровье академик Лихачев Д.С. согласился дать это интервью. Интервью опубликовано в журнале «Советское фото» в 1984г.
Генде-Роте: Каково ваше отношение к современной семейной фотографии?
Раз возникнув в прошлом, традиции обязательной съемки жизни семьи не затухают, а развиваются и вширь, и вглубь. Родители фотографируют детей. Вошла в обиход групповая съемка на всех стадиях жизни и по разнообразным поводам. Камера фиксирует свадьбы, юбилеи, а иногда и похороны. Снимки «запоминают» места, где мы побывали, наших друзей, просто знакомых и т.д. Мы стремимся сохранить память о своей жизни для детей, для внуков, наконец, для себя в старости. Каждый делает это по мере возможности — кто прибегает к услугам фотографов, а кто с большим или меньшим умением обходится сам. Между прочим, разглядывание фотографий, особенно снятых тобой самим – большое удовольствие. Технически они могут быть очень плохо выполнены. Главное не в этом, главное заключается в том, что из всего окружающего тобой отобран и взят в рамку именно данный сюжет, а никакой другой, что затвор аппарата спущен именно в данный момент времени, а не в иной. Снимок, сделанный в каком-нибудь сказочном месте, может быть совершенно негодным с любой точки зрения, кроме собственной, ибо благодаря ему ты…вспоминаешь.
Фотография помогает нашей памяти, облегчает эстетические воспоминания. Если попытаться в двух словах оценить изобразительную сторону семейной фотографии, то хотелось бы увидеть ее более живой, насыщенной чувствами, движениями. Впрочем, это можно адресовать всей фотографии в целом, потому что она отражает нашу историю, ведет «семейную хронику» всего общества. Жизнь после появления фотографии как-то изменилась, собственно скорее изменился наш взгляд на нее. Время стало, между прочим, быстротечнее. Смотришь на снимок – как будто он сделан вчера, а на самом деле – тридцать лет назад.
Генде-Роте: Наверное, виновата не одна фотография, а темп жизни нашего общества, прогресс науки и техники в целом.
Академик Лихачев Д.С.:
Чуть раньше я уже говорил о том, что поскольку фотографии способствуют развитию памяти вообще, они в какой-то мере стимулируют формирование чувства ответственности за прожитую жизнь. Ведь раньше сознание того, что зримые образы прошедшего времени неминуемо канут в Лету, то есть совершено исчезнут, действовало на психику человека вполне определенным образом. Он возвращался к своему прошлому реже, воспоминания его носили расплывчатый, очень неконкретный характер и, наконец, были весьма и весьма индивидуальны. Сегодня человек живя, знает — ничто не забывается. Фотография навсегда запоминает не только сугубо личные моменты его жизни, но и достаточное количество его общественных деяний. Снимки собственного детства, своих родителей, первых самостоятельных шагов на жизненном поприще, любимых женщин или мужчин действуют на человека в зрелом или преклонном возрасте весьма сильно. Они могут пробудить совесть, если «под конец» он забыл, что это такое. Я верю, что под влиянием «прошлых» фотографий человек может изменить к лучшему свое отношение к родителям, к старым друзьям, к бывшей жене или мужу. Трезвее оценить самого себя. Все это очень важно при подведении каких-то итогов жизненного пути.
Очень интересно рассматривать снимки человека, сделанные на протяжении многих лет жизни. Хорошо, когда это портреты, но и изображения событий, в которых он принимал участие, людей, с которыми он общался, дел, которые совершал и т.д. Человек не просто стареет, он изменяется, выглядит по-другому. Есть люди, которые с возрастом становятся красивее, интеллигентнее. Они развились интеллектуально. Это произошло потому, что ими прожита интересная и полезная жизнь. Нередко бывает и наоборот. Человек в старости меняется к худшему. Это значит, он прожил злую жизнь, причинил немало горя окружающим людям. Соответственно меняется и его лицо, на нем все отражается. Говорят же: «В молодости — приятная барышня, в старости- злая старуха». Фотография хранит следы различных метаморфоз человеческой личности, как-то влияет на них и, безусловно, имеет большое этическое значение.
Генде-Роте: Национально ли искусство фотографии?
Академик Лихачев Д.С.:
Да, национально. Во всяком случае так было до последнего времени. Скажем, в работах фотохудожников Японии, Чехословакии, наших литовских мастеров видны национальные различия, проявляющиеся в неодинаковом взгляде на снимаемый материал. Каждый фотограф – представитель своего народа — видит свое и выбирает свое.
«Фотографирующий народ» — можно было бы назвать книги на эту тему. И будь они созданы, наверное, можно было бы воочию убедиться в национальности фотоискусства.
Старой русской фотографии присущи определенные качества: нерезкость, мягкость изображения, полное отсутствие фокусничанья, доброта по отношению к снимаемым людям. Я знаю отдельных, очень одаренных современных фотографов, следующих этим традициям.
К сожалению, в целом, в современной художественной фотографии мало самобытного и очень много подражания. Подражания друг другу, подражания зарубежным мастерам. Мы слишком легко, слишком быстро раздаем эпитеты в превосходной степени, девальвируя тем самым высокое искусство настоящей фотографии.
Генде-Роте: Как вы думаете, фотограф может снимать любую жизненную ситуацию?
Академик Лихачев Д.С.:
Вы затронули одну из важнейших проблем взаимоотношения фотографии и общества. Ее давным- давно надо было понять и давно решить. Наша печать многие годы насыщена материалами, воспитывающими нравственность. Невозможно, да и не нужно перечислять темы многочисленных публикаций, возвеличивающие прекрасные человеческие качества и бичующие отвратительные. А где фотография? Мне кажется, что тот инфантилизм, который имеет место у определенной части молодежи, да и у некоторых взрослых, развился не без помощи массовой фотопродукции. Посмотрите кругом, как все легко и просто, если судить о жизни только по фотографиям – плавить сталь — раз плюнуть, построить БАМ – несколько раз улыбнуться, слетать в космос — еще улыбка. Почему нельзя показать, какой ценой все это достигается? У человека должен быть настоящий оптимизм, основанный на знании. Оптимизм, примиренный с трагедией. Жизнь ведь трагична — человек болеет, человек стареет, человек должен умереть. Но человек должен и оставить свой след на Земле.
Генде-Роте: Вы согласны с утверждением, что фотография — самый массовый вид искусства?
Академик Лихачев Д.С.:
Да…и самый, как это не странно звучит, безотчетный. Поясню. Когда живописец делает портрет, он думает, какую черту человека выявить, подчеркнуть. Он мучается сам, мучает свою модель и, в конечном счете, «вымучивает» свой портрет. Я говорю, конечно, о массе, так поступают многие портретисты. А как у фотографов? Схватил, уловил, снял и «попал в точку». Многие даже не знают, почему и как. Вот это я и называю безотчетным. А когда фотограф начинает думать, он «мучается», как художник.
Генде-Роте: Допускаете ли вы мысль о том, что люди сегодня могут воспринимать отдельные фотографии так же, как и великие произведения искусства прошлого или должны пройти века, чтобы возраст фотографии был сравним с возрастом традиционных видов искусства?
Академик Лихачев Д.С.:
Фотография уже создала великие произведения своего искусства. Их не так уж мало, если иметь в виду всего полтора века ее существования. Дело тут не в самой фотографии, а в нашем отношении к ней. Простой пример. Я сильно сомневаюсь, что люди смогут понять и оценить музыкальные произведения, если будут слушать его в неприспособленном помещении, если знают наперед, что оркестр будет фальшивить, а инструменты забыли настроить. Форма восприятия для каждого вида искусства играет очень важную роль и фотография – не исключение. Что мы видим? В периодической печати снимки в основном сиюминутны, формат их мал, качество воспроизведения «серое». Фотографические книги выпускаются малыми тиражами и часто грешат теми же недостатками. Где вы увидите достойно показанные фотографии?
Генде-Роте : Наверное, на выставке.
Академик Лихачев Д.С.:
Чаще всего, да. Но и здесь чувствуется стремление объять необъятное. Отсюда перенасыщение экспозиции и большой относительный процент неправдивых фотографий. Мне хочется помечтать…не возражаете?
Генде-Роте: Конечно, нет. Кто знает, может быть, ваши мечты принесут со временем реальную пользу фотографии?
Академик Лихачев Д.С.:
Я могу себе представить наисовременнейшее здание объемом с Русский музей или Музей изобразительных искусств им. Пушкина, с надписью «Музей фотографии». Мне не кажется это странным, ибо такой музей, помимо развития собственно фотографии, покажет историю человечества за новейшее время и сделает это с невообразимой точностью и с мельчайшими подробностями. Более того, мой музей может следить за историей. Почему бы не создать его!
Генде-Роте : Ваш замысел грандиозен, но для осуществления его требуются большие средства.
Академик Лихачев Д.С.:
Отсутствие средств – не довод в стране с многомиллионной армией любителей фотографии. У нас были и есть случаи, когда на средства, собранные общественностью, скажем, заработанные на субботниках, строились и строятся куда более грандиозные сооружения. Просто кто-то должен проявить инициативу. Ближе всего к этому Министерство культуры СССР.
Генде-Роте: Дмитрий Сергеевич, мне кажется, что за стеклом вашего книжного шкафа я вижу один из экспонатов будущего музея.
Академик Лихачев Д.С.:
Это снимок палубы фрегата «Светлана». Он сделан в 1856г., когда матросы носили кожаные шляпы. Да, я люблю это произведение фотоискусства. Посмотрите, как схвачен здесь тип людей того времени, каковы выражения их лиц, какие они приняли позы, какова осанка, какие осиные талии у офицеров. У простых матросов сколько чувства собственного достоинства. Нашу лучшую военную силу в то время давало главным образом северное русское крестьянство с его колоритным языком, образным фольклором, традиционностью и этикетностью быта, народными праздниками. Снимок донес до нас внутреннее содержание этих людей, их психологию, Но он говорит еще и о высокой культуре фотографа. Она была необходима во все времена и особенно важна сегодня, когда общественное и воспитательное значение фотографии выросло неизмеримо и продолжает расти с каждым днем.
Справка:
Фрегат «Светлана», 40-пушечный, построен во Франции из дуба, тика, красного дерева и сосны (примерно 1856-1857). Имея машину в 450 л. с., «Светлана» под парами развивала ход в 10,5 узла и оказалась отличным мореходным кораблем, совершившим за более чем 30 лет службы множество дальних походов.
Метки: фотографические журналы, фотожурналистика, фотокорреспонденты