Андрей Осипович Карелин (1837 – 1906).Фотограф Императорской академии художеств
Автор: admin. Рубрика: статьи, это интересно
Родился в Тамбовской губернии, учился иконописи, потом повезло: нашелся меценат, который отправил его учиться в Санкт-Петербургскую Академию художеств.
По окончании Академии Карелин удостоен звания свободного художника и в 1864г. переезжает с семьей в Кострому, дает уроки портретной живописи, работает в фотографии Настюкова М.П. После смерти жены
вместе с детьми и второй женой – урожденной Ольгой Григорьевной Лермонтовой (1846-1918), родственницей Лермонтова М.Ю. в 1866г. переезжает в Нижний Новгород. В 1869г. открывает свою мастерскую «Фотография и живопись художника А.Карелина». В 1870г. вместе с художником Шишкиным И.И. создает заказной альбом «Нижний Новгород», который предназначался в подарок царю Александру II. Художнику Шишкину Ивану Ивановичу (1832 – 1898) предназначалась роль живописца: раскрасить фотографии акварелью.
Карелин создавал фотографии-картины. Для сюжетов выбирал бытовые сцены из жизни и умел придать своим персонажам естественность и выразительность, для с съемок в интерьере отказывался от бутафории и пользовался только настоящими предметами, смело выстраивал многоплановую композицию кадра, широко применял естественное освещение. Его снимки отличались тщательно проработанными деталями и в светах и в тенях. По высказываниям его учеников, «свет и тень сочетались так необычайно, что казалось даже невероятным», а скульпторы замечали, что со снимков Карелина можно лепить бюсты и барельефы — фигуры во всех планах были показаны так отчетливо, так рельефно.
Карелин фотографировал на мокроколлоидных и затем на сухих броможелатиновых пластинках большого формата 50х60. Свои фотопроизведения — сюжетно-смысловые композиции или групповые портреты — Карелин снимал на один негатив: соразмерность фигур, детали интерьера, свет, перспектива — все в одном кадре, в отличие от популярного Оскара Рейландера (1813-1865), который работал в стиле коллажа, собирая свои картины — аллегории из нескольких негативов.
Карелин оказался новатором и в технике фотографии: он добивался необходимой резкости в изображении групп, предметов и обстановки, расположенных в двух-трех планах, экспериментируя с насадочными линзами к объективу. В то время это была непростая задача. Документально известен случай с герцогом Эдинбургским, посетившем мастерскую Карелина во время своего путешествия по Волге. Знаток и любитель фотографии герцог недоверчиво отнесся к слухам об изобретениях Карелина и сел перед фотоаппаратом, заложив ногу на ногу, таким образом, что при съемке с любым существовавшим в то время объективом его фигура вышла бы неминуемо с преувеличено с большими ногами и маленькой головой. К своему удивлению, он получил от Карелина «художественный портрет с полной соразмерностью всех деталей».
Имя Карелина было хорошо известно в Европе, он активно участвует в международных выставках и конкурсах. На Специальной выставке французского фотографического общества в Париже в 1876г. награжден Большой серебряной медалью «за портреты и этюдные фотографии с натуры». На Всемирной фотографической выставке в Эдинбурге в 1877г. среди шести тысяч представленных работ только две по мнению экспертного жюри претендовали на высшую награду – золотую медаль Королевской академии. Когда вскрыли конверты с девизами, автором этих двух фотографий оказался Карелин. На Восьмой выставке 1878г в Париже награжден Дипломом французского фотографического общества и Золотой медалью, принят в члены Французской национальной академии искусств.
В России Карелин ведет большую просветительскую работу — открывает рисовальную школу, дает бесплатные уроки рисунка и живописи, устраивает выставки нижегородских художников и фотографов. Его деятельность и художественные успехи получили достойное признание. В 1876г. он удостаивается почетного звания «фотографа Императорской академии художеств» «за изобретенный особый способ фотографии, во внимание к трудам по усовершенствованию в фотографическом искусстве», пожалован Золотой медалью для ношения на шее на Станиславской ленте императором Александром 111 за полезное участие в Парижской Всемирной выставке 1879г., становится действительным членом Пятого — фотографического — отдела Императорского Русского технического общества. В 1882г. На 15ой Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве награжден золотой медалью «за открытие нового пути и приемов при снятии фотографии», а также «за особые труды …и полезную деятельность».
В 1886г. в здании Дворянского собрания торжественно открывает Нижегородскую художественную выставку, на которой показывает и свой Альбом «Виды Нижнего Новгорода». В 1889г. участвует в юбилейной выставке фотографического отдела Общества распространения технических знаний в Москве, посвященной 50летию изобретения фотографии. В своей мастерской изготавливает диапозитивы для просмотра в учебных заведениях и во время народных чтений, избирается действительным членом Нижегородского общества любителей художеств, открывает свою мастерскую для всеобщего обозрения.
По материалам Издания Нижегородского художественного музея, «Арника», 1994.
Метки: история фотографии, фотоискусство